Утверждаю
Директор МБОУ
Киевская СОШ
_____ Ю.А. Тимонов
Положение
о классном руководстве
в МБОУ Киевская СОШ
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с:
ст. 2 п. 21 Федерального Закона Российской Федерации №273-ФЗ от 29.12.12
года «Об образовании в Российской Федерации»;
•
Трудовым кодексом Российской Федерации;
•
инструктивно - методическими документами Министерства образования и
науки РФ об организации воспитательной работы в общеобразовательных учреждениях и
деятельности классного руководителя;
•
Федеральным государственным образовательным стандартом начального
общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 06 октября 2009 года № 373 (в ред. приказа Минобрнауки России
от 29 декабря 14 года № 1643);
•
Федеральным государственным образовательным стандартом начального
общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья,
утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19
декабря 2014 года № 1598;
•
Федеральным государственным образовательным стандартом основного
общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 (в ред. приказа Минобрнауки России от
29 декабря 14 года № 1644);
•
Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего
образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 (в ред. приказа Минобрнауки России от 29 декабря 14
года № 1645);
•
Постановлением Правительства РФ от 4 апреля 2020 г. № 448 "О внесении
изменений в государственную программу Российской Федерации "Развитие образования"
•
региональными и муниципальными нормативными актами;
•
Уставом МБОУ Киевская СОШ;
•
Положением об оплате труда МБОУ Киевская СОШ и регламентирует работу
классного руководителя.
1.2. Настоящее Положение определяет организационно-методические основы
осуществления педагогическими работниками функций классного руководителя в МБОУ
Киевская СОШ .
1.3. Классное руководство представляет собой педагогическую деятельность,
обеспечивающую эффективную организацию воспитания в рамках классного ученического
коллектива, реализуемую как в индивидуальных, так и в групповых формах работы с
обучающимися. Классное руководство является ведущей формой организации
воспитательного процесса в МБОУ Киевская СОШ
1.4. Классное руководство распределяется администрацией Школы, закрепляется
за работником с его согласия, исходя из интересов Школы с учетом педагогического опыта,
мастерства, индивидуальных особенностей.
1.5. Классное руководство устанавливается с целью регулирования состава и
•
содержания действий, выполняемых при его осуществлении как конкретного вида
дополнительной педагогической деятельности, которую педагогический работник принимает
на себя добровольно на условиях дополнительной оплаты и надлежащего юридического
оформления.
1.6. Классное руководство не связано с занимаемой педагогическим работником
должностью и не входит в состав его должностных обязанностей.
1.7. Классный руководитель назначается на должность и освобождается от
должности с его согласия приказом директора МБОУ Киевская СОШ . Непосредственное
руководство и координацию работы классных руководителей осуществляет заместитель
директора школы по воспитательной работе.
1.8. В своей деятельности классный руководитель руководствуется:
•
Конституции РФ(ст.43),
•
Конвенции о правах ребенка,
•
законодательства РФ о правах ребенка
и их гарантиях,
•
Закона «Об образовании в Российской
Федерации»,
•
Семейным кодексом РФ,
Законом РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних»,
•
Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»,
•
Приказ Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009
•
года №
373 «Об утверждении и введении в действие федерального
государственного
стандарта
начального
общего
образования»,
(зарегистрирован в Минюсте 22.12.2009 рег. №17785),
•
Федеральный государственный стандарт начального общего образования
(Приложение к приказу Минобрнауки России от 06.10 2009г. № 373),
•
Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.99г. №120 - ФЗ,
•
Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской
Федерации» от 24.07.98г. № 124-ФЗ,
•
нормами Устава ОО,
•
локальными актами ОО и настоящего Положения.
1.9.
Свою деятельность классный руководитель осуществляет в тесном
контакте с администрацией школы, органами школьного и классного ученического
самоуправления, родителями (законными представителями детей), Советом родителей класса
и школы, педагогом-психологом, социальным педагогом, педагогами дополнительного
образования, Советом профилактики, социальными партнерами школы по организации
внеурочной деятельности обучающихся, представителями правоохранительных органов,
органов социальной защиты, защиты прав несовершеннолетних и т.д.
1.10. Требования к уровню профессиональной подготовки классного
руководителя:
•
знания и умения по общей и социальной педагогике;
•
общей, социальной и возрастной психологии;
знание
теоретических
основ
воспитания,
владение
технологиями
воспитательного воздействия на личность;
•
знание индивидуальных и возрастных особенностей детей и подростков;
•
•
владение эффективными методами изучения (диагностики) отдельной личности
•
знание основ физиологии, школьной гигиены;
и группы;
знание законодательных актов, постановлений и решений правительства и
других государственных органов по вопросам обучения и воспитания обучающихся,
Конвенции о правах ребенка, основ трудового законодательства;
•
знание инструктивно-методических документов, методических рекомендаций
по организации воспитательного процесса, основных направлений и перспектив развития
образования и педагогической практики;
•
способность
к
самоанализу,
самодиагностике,
прогнозированию,
•
программированию, коррекции, самоконтролю;
•
наличие организаторских умений и навыков;
•
наличие коммуникативных способностей;
•
высокий уровень духовно-нравственной культуры.
2. Цель и задачи деятельности классного руководителя
2.1. Цели, задачи и принципы деятельности классного руководителя определяются
базовыми целями и принципами воспитания, социализации и развития личности
обучающихся, изложенными в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ « Об
образовании в Российской Федерации», Указе Президента Российской Федерации от
07.05.2018г. № 204 « о национакльных целях и стратегических задачах развития Российской
Федерации на период до 2024года» и распоряжения Правительства Российской Федерации от
29.05.2015г. № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской
Федерации на период до 2025г.».
2.1.1. Целью деятельности классного руководителя является
организация и координация воспитательной работы с обучающимися в классе.
2.2. Задачи деятельности классного руководителя:
формирование и развитие коллектива класса как воспитывающей среды,
обеспечивающей развитие каждого ребенка;
•
создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития
личности каждого обучающегося, раскрытия его потенциальных способностей;
•
формирование здорового образа жизни;
•
организация разнообразных форм воспитывающей деятельности коллектива
•
защита прав и интересов обучающихся;
•
организация постоянной работы с обучающимися в классе;
классам;
установление дружеских отношений между обучающимися, а также уважения к
педагогическим работникам;
•
формирование нравственных основ личности и духовных ориентиров
обучающихся;
•
организация социально значимой, творческой деятельности обучающихся в
классном сообществе через развитие ученического самоуправления.
3. Функции классного руководителя
Основными функциями классного руководителя являются:
3.1. Аналитико-прогностическая функция выражающаяся в:
•
изучении индивидуальных особенностей, обучающихся;
•
•
выявлении специфики и определении динамики развития классного коллектива;
•
изучении и анализе состояния и условий семейного воспитания каждого
ребенка;
изучении и анализе влияния школьной среды и малого социума на
обучающихся класса;
•
прогнозировании уровней воспитанности, личностного развития обучающихся
и этапов формирования классного коллектива;
•
прогнозировании результатов воспитательной деятельности;
•
построении модели воспитания в классе, соответствующей воспитательной
системе ОО в целом;
•
предвидении последствий, складывающихся в классном коллективе отношений
•
3.2. Организационно-координирующая функция, выражающаяся в:
•
координации учебной деятельности каждого обучающегося и всего класса в
целом;
координации формирования классного коллектива, организации и
стимулировании разнообразных видов деятельности обучающихся в классном коллективе:
оказание помощи и организация сотрудничества в планировании общественно значимой
деятельности
обучающихся,
организация
деятельности
органов
ученического
самоуправления;
•
организации взаимодействия деятельности с учителями - предметниками,
педагогом - психологом, педагогами дополнительного образования, педагогом организатором, социальным педагогом, библиотекарем, медицинским работником школы,
семьей. Выполнение роли посредника между личностью ребенка и всеми социальными
институтами в разрешении личностных кризисов обучающихся;
•
содействии в организации внеурочной деятельности обучающихся, в т. ч. в
получении дополнительного образования посредствам включения их в различные творческие
объединения по интересам (кружки, секции, клубы, НОУ) как в школе, так и в учреждениях
дополнительного образования;
•
участии в работе педагогических и методических советов, методического
объединения
классных
руководителей,
административных
совещаниях,
Совета
профилактики;
•
координации выбора форм и методов организации индивидуальной и
групповой внеурочной деятельности, организации участия класса в общешкольных
мероприятиях во внеучебное и каникулярное время;
•
организации работы по повышению педагогической и психологической
культуры родителей через проведение тематических родительских собраний, совместную
деятельность, привлечение родителей к участию в образовательном деятельности;
•
заботе о физическом и психическом здоровье обучающихся;
•
выявлении и учете детей социально незащищенных категорий (совместно с
социальным педагогом);
•
обеспечении охраны прав и социальной защиты всех категорий, обучающихся;
•
систематическом посещении неблагополучных семей в целях изучения,
контроля, коррекции ситуации и выработки совместно с родителями обучающихся единой
стратегии и тактики воспитательной работы (совместно с социальным педагогом);
•
систематическом наблюдении за поведением детей «группы риска» и
состоящих на учете в ПДН;
•
контроле соблюдения обучающимися класса «Правил внутреннего распорядка
для обучающихся» и «Положения о стиле одежды обучающихся»
•
•
ведении документации классного руководителя
3.3. Коммуникативная функция, выражающаяся в:
•
развитии и регулировании межличностных отношений между обучающимися,
между обучающимися и взрослыми;
•
оказании помощи каждому обучающемуся в адаптации к коллективу;
•
содействии созданию благоприятного климата в коллективе в целом и для
каждого отдельного ребенка;
•
оказании помощи обучающимся
в установлении
отношений
с
окружающими детьми, социумом;
•
информировании обучающихся
о действующих детских
и
молодежных общественных организациях, и объединениях.
•
3.4. Контрольная функция, выражающаяся в:
•
контроле за успеваемостью каждого обучающегося;
•
контроле за посещаемостью учебных занятий обучающимися;
•
контроле за самочувствием обучающихся;
•
контроле за организацией питания обучающихся класса;
•
контроле соблюдения обучающимися класса «Правил внутреннего распорядка
для обучающихся» и «Положения о стиле одежды обучающихся»
•
контроле за состоянием закреплённого кабинета.
4.Обязанности классного руководителя
Работа классного руководителя строится в соответствии с данной циклограммой:
4.1. Классный руководитель ежедневно:
•
определяет отсутствующих на занятиях и опоздавших обучающихся, выясняет
причины их отсутствия или опоздания, проводит профилактическую работу по
предупреждению опозданий и не посещаемости учебных занятий, отмечает в электронном
журнале причины пропусков учащимися занятий;
•
организует и контролирует дежурство обучающихся;
•
организует различные формы индивидуальной работы с обучающимися, в том
числе в случае возникновения девиации в их поведении;
•
присутствует на всех мероприятиях, в которых принимают участие
обучающиеся своего класса;
•
присутствует на всех психолого-педагогических и организационных
мероприятиях, проводимых для родителей (законных представителей) своего класса;
•
контролирует соблюдение обучающимися класса «Правил внутреннего
распорядка для обучающихся» и «Положения о стиле одежды обучающихся»
4.2. Классный руководитель еженедельно:
•
проводит час классного руководителя (классный час) в соответствии с планом
воспитательной работы;
•
организует работу с родителями по ситуации;
•
проводит работу с учителями-предметниками, работающими в классе, по
ситуации;
•
анализирует состояние успеваемости в классе в целом и у отдельных
обучающихся.
4.3. Классный руководитель ежемесячно:
•
посещает уроки в своем классе (согласно графику) ;
•
проводит консультации у психолога, социального педагога и отдельных
учителей-предметников;
•
решает хозяйственные вопросы в классе;
•
координирует работу родителей класса;
•
координирует работу классного актива.
4.4. Классный руководитель каждую четверть:
•
оформляет и заполняет классный (электронный) журнал;
участвует в работе методического объединения классных руководителей;
проводит анализ выполнения плана воспитательной работы за четверть,
состояния успеваемости и уровня воспитанности обучающихся;
•
проводит коррекцию плана воспитательной работы на новую четверть;
•
проводит классное родительское собрание;
•
представляет в учебную часть отчет об успеваемости обучающихся класса за
четверть.
4.5. Классный руководитель ежегодно:
•
оформляет личные дела обучающихся;
•
анализирует состояние воспитательной работы в классе (май) и уровень
воспитанности обучающихся в течение года (сентябрь, май);
•
составляет план воспитательной работы в классе (по полугодиям: сентябрьдекабрь, январь-май);
•
собирает и представляет в администрацию школы статистическую отчетность
об обучающихся класса (успеваемость, материалы для отчета по форме ОШ-1,
трудоустройство выпускников и пр.) по запросу.
4.6. Классный час, дата и время которого утверждаются Директором
Школы, обязателен для проведения классным руководителем и посещения обучающимися.
Неделя, содержащая общешкольные мероприятия,
освобождает от необходимости тематической работы на классном часе. Перенос времени
классного часа, его отмена недопустимы. Администрация должна быть информирована не
менее чем за сутки о невозможности проведения внеклассного мероприятия и обоснованием
причин.
4.6.1Классный час может проводиться классным руководителем в произвольной
форме (в соответствии с планом работы в классе).
4.7. Количество воспитательных мероприятий в классе не должно быть менее двух
в месяц.
4.8. Классные родительские собрания проводятся не реже одного раза в четверть.
4.9. В целях обеспечения четкой организации деятельности Школы проведение
досуговых мероприятий ( экскурсионных поездок, турпоходов, дискотек), не
предусмотренных планом школы и годовым планом классного руководителя, не допускается.
4.10. При проведении внеклассных мероприятий в Школе и вне школы классный
руководитель несет ответственность за жизнь и здоровье детей и обязан обеспечить
сопровождение обучающихся в расчете один человек на 10 учащихся. О проведении
внеклассных мероприятий в Школе и вне школы классный руководитель в письменной виде
уведомляет администрацию Школы не менее чем за три дня до мероприятия.
4.11. В соответствии со своими функциями классный руководитель выбирает
формы работы с обучающимися:
- индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, оказание
индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.);
- групповые (творческие группы, органы самоуправления и др.);
- коллективные (конкурсы, спектакли, концерты, походы, слеты, соревнования и
др.).
4.12. Документация классного руководителя
•
План воспитательной работы класса на учебный год;
•
•
•
Социальный паспорт класса;
•
Личные дела обучающихся;
•
Протоколы родительских собраний;
Классный (электронный) журнал (в программе АИС «Сетевой город.
Образование»;
•
•
Дневник классного руководителя;
•
Планы-конспекты классных часов и внеклассных мероприятий;
•
Отчеты о работе классного руководителя за четверть (по предложенной форме);
Анализ работы классного руководителя за учебный год;
•
Журнал регистрации инструктажа обучающихся по мерам безопасности;
•
Табель учета посещаемости детей школьной столовой для бухгалтерии;
• Психолого-педагогические карты изучения личности учащихся. Папки с
разработками воспитательных мероприятий, с результатами
классных, социально-психологических исследований, которые в дальнейшем могут иметь
важное значение при проведении аттестации.
Примечание:
настоящая документация при необходимости
представляется администрации школы для контроля, график отчетности оговаривается с
администрацией заранее или утверждается постоянный.
4.13. Классный руководитель обязан по требованию администрации ОО готовить
и предоставлять отчеты различной формы о классе и собственной работе.
4.13.1.Отчет о работе классного руководителя может быть заслушан на заседании
методического объединения классных руководителей, педагогическом или методическом
советах, административном совещании.
4.14. Классный руководитель обязан принимать активное участие в работе
методического объединения классных руководителей, повышать свой квалификационный
уровень в сфере педагогики и психологии.
5. Права классного руководителя
5.1. Регулярно получать информацию о физическом и психическом здоровье
обучающихся;
5.2. Контролировать результаты учебной деятельности каждого обучающегося
класса с целью оказания своевременной помощи отстающим обучающимся;
5.3. Координировать работу учителей-предметников в классе;
5.4. По согласованию присутствовать на любых уроках или мероприятиях,
проводимых в классе;
5.5. Выносить на рассмотрение администрации ОО, педагогического совета,
органов школьного самоуправления, родительского комитета предложения, инициативы как
от имени классного коллектива, так и от своего имени;
5.6. Получать своевременную методическую и организационнопедагогическую
помощь от руководства школы, а также органов самоуправления;
5.7. Самостоятельно планировать воспитательную работу с классным коллективом,
с учетом основных принципов общешкольного планирования, разрабатывать
индивидуальные программы работы с детьми и их родителями (законными представителями),
определять формы организации деятельности классного коллектива и проведения классных
мероприятий;
5.8. Приглашать в ОО родителей (законных представителей) обучающихся по
проблемам, связанным с деятельностью классного руководителя, или другим вопросам;
5.9.Заслушивать и принимать участие в обсуждении отчетов о деятельности Совета
родителей класса;
5.10.По согласованию с администрацией школы обращаться в комиссию по делам
несовершеннолетних, в психолого-медико-педагогическую комиссию, в комиссию и советы
содействия семье и ОО на предприятиях;
5.11.Осуществлять свободно-индивидуальный режим работы с детьми исходя из
конкретной ситуации, вести опытно-экспериментальную работу по проблемам воспитания.
5.12. Участвовать в организации и проведении общешкольных
•
мероприятий с учащимися;
5.13. Классный руководитель имеет право на защиту собственной чести,
достоинства и профессиональной репутации в случае несогласия с оценками его
деятельности со стороны администрации ОО, родителей, обучающихся, других педагогов.
6. Критерии оценки эффективности деятельности классного руководителя
6.1.
Критериальный
аппарат
оценивания
деятельности
классного
руководителя разрабатывается методическим объединением классных руководителей и
утверждается Педагогическим советом ОО.
6.2.Эффективность осуществления функций классного руководителя оценивается
на основании двух групп критериев: результативности и деятельности.
6.3. Критерии результативности отражают тот уровень, которого достигают
обучающиеся в своем социальном развитии (уровень общей культуры и дисциплины
обучающихся, их гражданской зрелости).
6.4. Критерии
деятельности позволяют оценить реализацию
управленческих функций классного руководителя (организация воспитательной работы с
обучающимися; взаимодействие с педагогическими работниками, работающими с
обучающимися в данном классе и другими участниками образовательного процесса, а также
учебно-вспомогательным персоналом ОО, родителями (иными законными представителями)
обучающихся и общественностью по воспитанию, обучению, творческому развитию
обучающихся).
6.5.Эффективным можно считать труд классного руководителя, в результате
которого в равной степени достаточно высоки показатели по обеим группам критериев.
6.6. Слагаемыми эффективности работы классного руководителя являются
положительная динамика в:
•
состоянии психологического и физического здоровья обучающихся класса;
•
степени сформированности у обучающихся понимания значимости здорового
образа жизни;
•
уровне воспитанности учащихся;
•
•
проценте посещаемости учебных занятий и внеурочных мероприятий;
уровень сформированности классного коллектива;
проценте занятости обучающихся в различных формах внеурочной
деятельности;
•
рейтинге активности классного коллектива и отдельных обучающихся в
мероприятиях различного уровня;
•
степени участия классного коллектива в работе органов ученического
самоуправления.
6.7. Администрация ОО включает в график внутришкольного контроля
мероприятия по изучению эффективности реализации функций классного руководителя.
7. Механизмы стимулирования классных руководителей
7.1. Материальное стимулирование выражается в форме ежемесячных выплат
и является обязательным условием возложения на педагогов с их письменного согласия этого
дополнительного вида деятельности.
7.2. Нематериальное стимулирование формируется по направлениям:
7.2.1. Организационное стимулирование, направленное на создание
благоприятных условий деятельности для осуществления классного руководства, включая:
создание эффективных механизмов взаимодействия всех субъектов воспитательной
деятельности между собой и администрацией МБОУ Киевская СОШ создание системы
наставничества и организацию методического объединения педагогических работников,
осуществляющих классное руководство; организацию рабочих мест для педагогических
работников с учетом дополнительных задач по классному руководству.
•
7.2.2. Социальное стимулирование, предполагающее привлечение к принятию
решений, участию в управлении коллективом, делегирование важных полномочий и создание
условий для профессионального развития и роста, включая:
•наделение полномочиями и статусом наставника, методического
объединения педагогических работников осуществляющих классное руководство;
•предоставление возможности участия профессионального мастерства с целью развития
профессиональной самореализации;
•предоставление возможности повышения квалификации предотвращения
образовательных отношений;
•организацию консультаций и создание условий для психологической разгрузки и
восстановления в МБОУ Киевская СОШ или вне ее для профилактики профессионального
выгорания в связи с осуществлением педагогическими работниками классного руководства.
7.2.4. Моральное
стимулирование
педагогических
работников,
обеспечивающее удовлетворение потребности в уважении со стороны коллектива,
администрации МБОУ Киевская СОШ родителей (законных представителей)
несовершеннолетних обучающихся и социума с использованием всех форм поощрения
деятельности по классному руководству, включая:
•публичное признание результатов труда педагогических работников,
осуществляющих классное руководство, в виде благодарности с занесением в трудовую
книжку, награждения почетными грамотами и благодарственными письмами различного
уровня, выдачи статусных знаков отличия, размещения их фотопортретов с аннотациями на
доске почета;
•размещение информации об успехах социально-значимой деятельности
педагогических работников, осуществляющих классное руководство, в СМИ и на
официальном сайте МБОУ Киевская СОШ;
•информирование родительской общественности о достижениях, связанных с
осуществлением педагогическими работниками классного руководства;
•организацию исполнительными органами государственной власти и органами
местного самоуправления конкурсов для выявления лучших педагогических работников,
осуществляющих классное руководство;
•учреждение в субъекте Российской Федерации региональных наград для
педагогических работников, осуществляющих классное руководство: нагрудного знака,
почетного звания, региональных премий.