Приложение к АООП

Приложение 4
2.1.4.

Принципы

и

подходы

к

формированию

адаптированной

основной

общеобразовательной программы и специальной индивидуальной программы
развития.
Из-за системных нарушений развития обучающихся с умеренной, тяжелой,
глубокой умственной отсталостью и с ТМНР для данной категории детей показан
индивидуальный уровень итогового результата общего образования. Благодаря
обозначенному в ФГОС варианту образования все обучающиеся, вне зависимости от
тяжести состояния, включаются в образовательное пространство, где принципы
организации предметно-развивающей среды, оборудование, технические средства,
программы учебных предметов, коррекционных технологий, а также содержание и
методы обучения и воспитания определяются индивидуальными возможностями и
особыми образовательными потребностями ребенка.
В основе реализации АООП НОО лежат личностно – ориентированный и
деятельностный подходы к обучению обучающегося с умеренной, тяжелой умственной
отсталостью

(интеллектуальными

нарушениями),

тяжелыми

и

множественными

нарушениями развития, которые предполагают:
- оптимистический подход к ребенку и его будущему, стремление педагога видеть
перспективы развития личностного потенциала ребенка и умение максимально
стимулировать его развитие;
- отношение к обучающемуся как субъекту собственной учебной деятельности, как к
личности, способной учиться не по принуждению, а по собственному желанию и
проявлять собственную активность;
-опора на личностный смысл и интересы (познавательные и социальные) каждого
ребенка в учении, содействие их обретению и развитию
Итоговые достижения обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной
отсталостью, с ТМНР (вариант 2) принципиально отличаются от требований к итоговым
достижениям детей с легкой умственной отсталостью (вариант 1). Они определяются
индивидуальными возможностями ребенка и тем, что его образование нацелено на
максимальное развитие жизненной компетенции. Овладение знаниями, умениями и
навыками в различных образовательных областях («академический» компонент)
регламентируется рамками полезных и необходимых инструментов для решения задач
повседневной жизни. Накопление доступных навыков коммуникации, самообслуживания,
бытовой и доступной трудовой деятельности, а также перенос сформированных
представлений

и

умений

в

собственную

деятельность

(компонент

«жизненной

компетенции») готовят обучающегося к использованию приобретенных в процессе
образования умений для активной жизни в семье и обществе.
Итогом образования человека с умственной отсталостью, с ТМНР является
нормализация его жизни. Под нормализацией понимается такой образ жизни, который
является привычным и необходимым для подавляющего большинства людей: жить в
семье, решать вопросы повседневной жизнедеятельности, выполнять полезную трудовую
деятельность, определять содержание своих увлечений и интересов, иметь возможность
самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность. Общим результатом
образования такого обучающегося может стать набор компетенций, позволяющих
соразмерно психическим и физическим возможностям максимально самостоятельно
решать задачи, направленные на нормализацию его жизни.
Особые образовательные потребности детей с умеренной, тяжелой, глубокой
умственной отсталостью, с ТМНР диктуют необходимость разработки специальной
индивидуальной программы развития для их обучения и воспитания. Целью
реализации такой программы при реализации варианта 2 в форме обучения ребенка на
дому является обретение обучающимся таких жизненных компетенций, которые
позволяют ему достигать максимально возможной самостоятельности в решении
повседневных жизненных задач, обеспечивают его включение в жизнь общества на основе
индивидуального

поэтапного,

планомерного

расширения

жизненного

опыта

и

повседневных социальных контактов в доступных для него пределах.
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) разрабатывается на
основе адаптированной основной общеобразовательной программы и нацелена на
образование детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР с
учетом их индивидуальных образовательных потребностей. СИПР составляется на
ограниченный период времени (один год). В ее разработке принимают участие все
специалисты, работающие с ребенком в образовательной организации, и его родители.
Структура специальной индивидуальной программы развития включает:
общие сведения о ребёнке; характеристику, включающую оценку развития обучающегося
на момент составления программы и определяющую приоритетные направления
воспитания и обучения ребёнка; индивидуальный учебный план; содержание образования
в условиях организации и семьи; организацию реализации потребности в уходе и
присмотре; перечень специа-листов, участвующих в разработке и реализации СИПР;
перечень возможных задач, мероприятий и форм сотрудничества организации и семьи
обучающегося; перечень необходимых технических средств и дидактических материалов;
средства мониторинга и оценки динамики обучения. Кроме того, программа может иметь

приложение, включающее задания и рекомендации для их выполнения ребёнком в
домашних условиях.
I. Общие сведения содержат персональные данные о ребенке и его родителях;
II. Характеристика ребенка составляется на основе психолого-педагогического
обследования ребенка, проводимого специалистами образовательной организации, с
целью оценки актуального состояния развития обучающегося.
Характеристика отражает:
1)

бытовые условия семьи, оценку отношения членов семьи к образованию

ребенка;
2)

заключение ПМПК;

3)

данные о физическом здоровье, двигательном и сенсорном развитии

ребенка;
4)

особенности проявления познавательных процессов: восприятий, внимания,

памяти, мышления;
5)

состояние сформированности устной речи и речемыслительных операций;

6)

характеристику

поведенческих

и

эмоциональных

реакций

ребенка,

наблюдаемых специалистами; характерологические особенности личности ребенка (со
слов родителей);
7)

сформированность

коммуникативные

социально

возможности,

игра,

значимых

знаний,

самообслуживание,

навыков,

умений:

предметно-практическая

деятельность, интеллектуальные умения и знания (счет, письмо, чтение, представления об
окружающих предметах, явлениях);
8)

потребность в уходе и присмотре. Необходимый объем помощи со стороны

окружающих: полная/частичная, постоянная/эпизодическая;
9)

выводы по итогам обследования: приоритетные образовательные области,

учебные предметы, коррекционные занятия для обучения и воспитания в образовательной
организации, в условиях надомного обучения.
III. Индивидуальный учебный план отражает учебные предметы, коррекционные
занятия, соответствующие уровню актуального развития ребенка, и устанавливает объем
недельной нагрузки на обучающегося.
IV. Содержание образования СИПР включает конкретные задачи по формированию
представлений, действий/операций по каждой из программ учебных предметов,
коррекционных занятий и других программ (формирования базовых учебных действий;
нравственного развития; формирования экологической культуры, здорового и безопасного
образа жизни обучающихся; сотрудничества организации и семьи обучающегося). Задачи

формулируются в качестве возможных (ожидаемых) результатов обучения и воспитания
ребенка на определенный учебный период (год).
V. Необходимым условием реализации специальной индивидуальной программы
развития

для

ряда

обучающихся

является

организация

ухода

(кормление,

одевание/раздевание, совершение гигиенических процедур) и присмотра. Под присмотром
и уходом за детьми понимается комплекс мер по организации питания и хозяйственнобытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима
дня (п. 34 ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации"). Уход предполагает выполнение следующей деятельности: уход
за телом (обтирание влажными салфетками, подмывание, смена подгузника, мытье рук,
лица, тела, чиста зубов и др.); выполнение назначений врача по приему лекарств;
кормление и/или помощь в приеме пищи; сопровождение ребенка в туалете, высаживание
на унитаз в соответствии с индивидуальным графиком; раздевание и одевание ребенка,
оказание необходимой помощи в раздевании и одевании ребенка; контроль внешнего вида
ребенка

(чистота,

опрятность);

придание

правильной

позы

ребенку

(с

целью

профилактики порочных состояний), смена положений тела в течение учебного дня, в том
числе с использованием ТСР (вертикализатор, кресло-коляска, ходунки, подъемник и др.).
Присмотр необходим для обеспечения безопасности обучающихся, сохранности
материальных ценностей. Необходимость в присмотре возникает, например, когда у
ребенка наблюдаются проблемы поведения вследствие РАС, нарушений эмоциональноволевой сферы: агрессия (в отношении людей и/или предметов), самоагрессия; полевое
поведение; проблемы поведения вследствие трудностей освоения общепринятых норм и
правил; в случаях эпилепсии, других сопутствующих нарушений (соматические,
неврологические и т.д.), в тех ситуациях, когда ребенок использует предметы не по
назначению (например, для оральной стимуляции), что вызывает угрозу травмирования
ребенка или повреждение, либо утрату предмета.
Задачи и мероприятия по уходу и присмотру включаются в СИПР и выполняются в
соответствии с индивидуальным расписанием ухода и потребностью в присмотре,
которые отражаются в индивидуальном графике с указанием времени, деятельности и
лица, осуществляющего уход и присмотр, а также перечня необходимых специальных
материалов и средств.
VI. Специалисты, участвующие в реализации СИПР.
VII. Программа сотрудничества специалистов с семьей обучающегося включает
задачи, направленные на повышение информированности семьи об образовании ребенка,
развитие мотивации родителей к конструктивному взаимодействию со специалистами,

отражающие способы контактов семьи и организации с целью привлечения родителей к
участию в разработке и реализации СИПР и преодоления психологических проблем
семьи.
VIII. Перечень необходимых технических средств общего и индивидуального
назначения,

дидактических

материалов,

индивидуальных

средств

реабилитации,

необходимых для реализации СИПР.
IX. Средства мониторинга и оценки динамики обучения. Мониторинг результатов
обучения проводится не реже одного раза в полугодие. В ходе мониторинга специалисты
образовательной организации оценивают уровень сформированности представлений,
действий/операций,

внесенных

в

СИПР.

Например:

«выполняет

действие

самостоятельно», «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной),
«выполняет действие по образцу», «выполняет действие с частичной физической
помощью», «выполняет действие со значительной физической помощью», «действие не
выполняет»; представление: «узнает объект», «не всегда узнает объект» (ситуативно), «не
узнает объект». Итоговые результаты образования за оцениваемый период оформляются
описательно в дневниках наблюдения и в форме характеристики за учебный год. На
основе итоговой характеристики составляется СИПР на следующий учебный период.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».