Приложение 4
2.1.4.
Принципы
и
подходы
к
формированию
адаптированной
основной
общеобразовательной программы и специальной индивидуальной программы
развития.
Из-за системных нарушений развития обучающихся с умеренной, тяжелой,
глубокой умственной отсталостью и с ТМНР для данной категории детей показан
индивидуальный уровень итогового результата общего образования. Благодаря
обозначенному в ФГОС варианту образования все обучающиеся, вне зависимости от
тяжести состояния, включаются в образовательное пространство, где принципы
организации предметно-развивающей среды, оборудование, технические средства,
программы учебных предметов, коррекционных технологий, а также содержание и
методы обучения и воспитания определяются индивидуальными возможностями и
особыми образовательными потребностями ребенка.
В основе реализации АООП НОО лежат личностно – ориентированный и
деятельностный подходы к обучению обучающегося с умеренной, тяжелой умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями),
тяжелыми
и
множественными
нарушениями развития, которые предполагают:
- оптимистический подход к ребенку и его будущему, стремление педагога видеть
перспективы развития личностного потенциала ребенка и умение максимально
стимулировать его развитие;
- отношение к обучающемуся как субъекту собственной учебной деятельности, как к
личности, способной учиться не по принуждению, а по собственному желанию и
проявлять собственную активность;
-опора на личностный смысл и интересы (познавательные и социальные) каждого
ребенка в учении, содействие их обретению и развитию
Итоговые достижения обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной
отсталостью, с ТМНР (вариант 2) принципиально отличаются от требований к итоговым
достижениям детей с легкой умственной отсталостью (вариант 1). Они определяются
индивидуальными возможностями ребенка и тем, что его образование нацелено на
максимальное развитие жизненной компетенции. Овладение знаниями, умениями и
навыками в различных образовательных областях («академический» компонент)
регламентируется рамками полезных и необходимых инструментов для решения задач
повседневной жизни. Накопление доступных навыков коммуникации, самообслуживания,
бытовой и доступной трудовой деятельности, а также перенос сформированных
представлений
и
умений
в
собственную
деятельность
(компонент
«жизненной
компетенции») готовят обучающегося к использованию приобретенных в процессе
образования умений для активной жизни в семье и обществе.
Итогом образования человека с умственной отсталостью, с ТМНР является
нормализация его жизни. Под нормализацией понимается такой образ жизни, который
является привычным и необходимым для подавляющего большинства людей: жить в
семье, решать вопросы повседневной жизнедеятельности, выполнять полезную трудовую
деятельность, определять содержание своих увлечений и интересов, иметь возможность
самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность. Общим результатом
образования такого обучающегося может стать набор компетенций, позволяющих
соразмерно психическим и физическим возможностям максимально самостоятельно
решать задачи, направленные на нормализацию его жизни.
Особые образовательные потребности детей с умеренной, тяжелой, глубокой
умственной отсталостью, с ТМНР диктуют необходимость разработки специальной
индивидуальной программы развития для их обучения и воспитания. Целью
реализации такой программы при реализации варианта 2 в форме обучения ребенка на
дому является обретение обучающимся таких жизненных компетенций, которые
позволяют ему достигать максимально возможной самостоятельности в решении
повседневных жизненных задач, обеспечивают его включение в жизнь общества на основе
индивидуального
поэтапного,
планомерного
расширения
жизненного
опыта
и
повседневных социальных контактов в доступных для него пределах.
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) разрабатывается на
основе адаптированной основной общеобразовательной программы и нацелена на
образование детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР с
учетом их индивидуальных образовательных потребностей. СИПР составляется на
ограниченный период времени (один год). В ее разработке принимают участие все
специалисты, работающие с ребенком в образовательной организации, и его родители.
Структура специальной индивидуальной программы развития включает:
общие сведения о ребёнке; характеристику, включающую оценку развития обучающегося
на момент составления программы и определяющую приоритетные направления
воспитания и обучения ребёнка; индивидуальный учебный план; содержание образования
в условиях организации и семьи; организацию реализации потребности в уходе и
присмотре; перечень специа-листов, участвующих в разработке и реализации СИПР;
перечень возможных задач, мероприятий и форм сотрудничества организации и семьи
обучающегося; перечень необходимых технических средств и дидактических материалов;
средства мониторинга и оценки динамики обучения. Кроме того, программа может иметь
приложение, включающее задания и рекомендации для их выполнения ребёнком в
домашних условиях.
I. Общие сведения содержат персональные данные о ребенке и его родителях;
II. Характеристика ребенка составляется на основе психолого-педагогического
обследования ребенка, проводимого специалистами образовательной организации, с
целью оценки актуального состояния развития обучающегося.
Характеристика отражает:
1)
бытовые условия семьи, оценку отношения членов семьи к образованию
ребенка;
2)
заключение ПМПК;
3)
данные о физическом здоровье, двигательном и сенсорном развитии
ребенка;
4)
особенности проявления познавательных процессов: восприятий, внимания,
памяти, мышления;
5)
состояние сформированности устной речи и речемыслительных операций;
6)
характеристику
поведенческих
и
эмоциональных
реакций
ребенка,
наблюдаемых специалистами; характерологические особенности личности ребенка (со
слов родителей);
7)
сформированность
коммуникативные
социально
возможности,
игра,
значимых
знаний,
самообслуживание,
навыков,
умений:
предметно-практическая
деятельность, интеллектуальные умения и знания (счет, письмо, чтение, представления об
окружающих предметах, явлениях);
8)
потребность в уходе и присмотре. Необходимый объем помощи со стороны
окружающих: полная/частичная, постоянная/эпизодическая;
9)
выводы по итогам обследования: приоритетные образовательные области,
учебные предметы, коррекционные занятия для обучения и воспитания в образовательной
организации, в условиях надомного обучения.
III. Индивидуальный учебный план отражает учебные предметы, коррекционные
занятия, соответствующие уровню актуального развития ребенка, и устанавливает объем
недельной нагрузки на обучающегося.
IV. Содержание образования СИПР включает конкретные задачи по формированию
представлений, действий/операций по каждой из программ учебных предметов,
коррекционных занятий и других программ (формирования базовых учебных действий;
нравственного развития; формирования экологической культуры, здорового и безопасного
образа жизни обучающихся; сотрудничества организации и семьи обучающегося). Задачи
формулируются в качестве возможных (ожидаемых) результатов обучения и воспитания
ребенка на определенный учебный период (год).
V. Необходимым условием реализации специальной индивидуальной программы
развития
для
ряда
обучающихся
является
организация
ухода
(кормление,
одевание/раздевание, совершение гигиенических процедур) и присмотра. Под присмотром
и уходом за детьми понимается комплекс мер по организации питания и хозяйственнобытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима
дня (п. 34 ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации"). Уход предполагает выполнение следующей деятельности: уход
за телом (обтирание влажными салфетками, подмывание, смена подгузника, мытье рук,
лица, тела, чиста зубов и др.); выполнение назначений врача по приему лекарств;
кормление и/или помощь в приеме пищи; сопровождение ребенка в туалете, высаживание
на унитаз в соответствии с индивидуальным графиком; раздевание и одевание ребенка,
оказание необходимой помощи в раздевании и одевании ребенка; контроль внешнего вида
ребенка
(чистота,
опрятность);
придание
правильной
позы
ребенку
(с
целью
профилактики порочных состояний), смена положений тела в течение учебного дня, в том
числе с использованием ТСР (вертикализатор, кресло-коляска, ходунки, подъемник и др.).
Присмотр необходим для обеспечения безопасности обучающихся, сохранности
материальных ценностей. Необходимость в присмотре возникает, например, когда у
ребенка наблюдаются проблемы поведения вследствие РАС, нарушений эмоциональноволевой сферы: агрессия (в отношении людей и/или предметов), самоагрессия; полевое
поведение; проблемы поведения вследствие трудностей освоения общепринятых норм и
правил; в случаях эпилепсии, других сопутствующих нарушений (соматические,
неврологические и т.д.), в тех ситуациях, когда ребенок использует предметы не по
назначению (например, для оральной стимуляции), что вызывает угрозу травмирования
ребенка или повреждение, либо утрату предмета.
Задачи и мероприятия по уходу и присмотру включаются в СИПР и выполняются в
соответствии с индивидуальным расписанием ухода и потребностью в присмотре,
которые отражаются в индивидуальном графике с указанием времени, деятельности и
лица, осуществляющего уход и присмотр, а также перечня необходимых специальных
материалов и средств.
VI. Специалисты, участвующие в реализации СИПР.
VII. Программа сотрудничества специалистов с семьей обучающегося включает
задачи, направленные на повышение информированности семьи об образовании ребенка,
развитие мотивации родителей к конструктивному взаимодействию со специалистами,
отражающие способы контактов семьи и организации с целью привлечения родителей к
участию в разработке и реализации СИПР и преодоления психологических проблем
семьи.
VIII. Перечень необходимых технических средств общего и индивидуального
назначения,
дидактических
материалов,
индивидуальных
средств
реабилитации,
необходимых для реализации СИПР.
IX. Средства мониторинга и оценки динамики обучения. Мониторинг результатов
обучения проводится не реже одного раза в полугодие. В ходе мониторинга специалисты
образовательной организации оценивают уровень сформированности представлений,
действий/операций,
внесенных
в
СИПР.
Например:
«выполняет
действие
самостоятельно», «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной),
«выполняет действие по образцу», «выполняет действие с частичной физической
помощью», «выполняет действие со значительной физической помощью», «действие не
выполняет»; представление: «узнает объект», «не всегда узнает объект» (ситуативно), «не
узнает объект». Итоговые результаты образования за оцениваемый период оформляются
описательно в дневниках наблюдения и в форме характеристики за учебный год. На
основе итоговой характеристики составляется СИПР на следующий учебный период.