Приложение № 1
1.2. Планируемые результаты освоения
обучающимися
программы начального общего образования
основной образовательной
1.2.3.1 Родной (русский) язык
Родной язык (русский язык):
1) совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения
и письма), обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающими людьми в
ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих
способностей личности в процессе образования и самообразования;
3) использование коммуникативно-эстетических возможностей родного языка;
4) расширение и систематизацию научных знаний о родном языке; осознание
взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц
и грамматических категорий родного языка;
5) формирование навыков проведения различных видов анализа слова
(фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического),
синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа
текста;
6) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема
используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на
родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
7) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии
родного языка, основными нормами родного языка (орфоэпическими, лексическими,
грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета;
приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и
письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;
8) формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую
ценность.
В результате изучения учебного предмета «Родной язык (русский)»
Ученик научится:
владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими
информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным,
просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;
владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием
основного содержания, с выборочным извлечением информации) и
информационной
переработки
текстов
различных
функциональных
разновидностей языка;
адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных
функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение)
и функциональных разновидностей языка;
участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные
монологические высказывания разной коммуникативной направленности в
зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм
современного русского литературного языка и речевого этикета;
создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с
соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого
этикета;
анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и
дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому
типу речи и функциональной разновидности языка.
Ученик получит возможность научиться:
анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации
общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать
основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и
выразительного словоупотребления;
опознавать различные выразительные средства языка;
писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады, интервью,
очерки, доверенности, резюме и другие жанры;
осознанно использовать речевые
средства в соответствии с
задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
планирования и регуляции своей деятельности;
участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию
и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского
опыта;
самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач.
1.2.3.2.
Литературное чтение на родном (русском) языке
Родная литература:
1) осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего
дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве
познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества,
многоаспектного диалога;
2) понимание родной литературы как одной из основных национально - культурных
ценностей народа, как особого способа познания жизни;
3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативноэстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений
культуры своего народа, российской и мировой культуры;
4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим
вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и
письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания
аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного,
сознательно планировать свое досуговое чтение;
5) развитие способности понимать литературные художественные произведения,
отражающие разные этнокультурные традиции;
6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе
понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного,
делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать,
критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину
жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального
восприятия, но и интеллектуального осмысления.
В результате изучения учебного предмета «Родная литература (русская)»
Ученик научится:
осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать
фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам,
поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в
различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её
интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация,
художественный фильм);
выделять
нравственную
проблематику
фольклорных
текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и
русского народов, формирования представлений о русском национальном
характере;
видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и
былин, видеть черты национального характера своего народа в героях народных
сказок и былин;
учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного
творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и
письменных высказываниях;
определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;
выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующий
интонационный рисунок устного рассказывания;
пересказывать сказки, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых
композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных
сказок художественные приёмы;
выявлять в сказках характерные художественные приёмы и на этой основе
определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от
фольклорной;
воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание
автора читателю, современнику и потомку;
определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной
литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения; выявлять и
интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение,
определять актуальность произведений для читателей разных поколений и
вступать в диалог с другими читателями;
анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы,
аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному;
создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в
различных форматах;
употреблять языковые средства, стилистическую окраску слов и предложений;
употреблять стилистические средства лексики и грамматики в художественных
произведениях;
научится работать со словарями, различать слова по их стилистической окраске;
понимать роль общеупотребительных слов, областных, специальных и
заимствованных
выразительно читать тексты с различной стилистической и эмоциональной
окраской;
выбирать стилистические средства языка в собственных высказываниях в
соответствии
научится применять средства художественной изобразительности;
употреблять
средства художественной изобразительности в
произведениях словесности;
находить в тексте средства художественной изобразительности и понимать их
значении;
применять средства художественной изобразительности в
собственных высказываниях;
научится отличать эпическое произведение от лирического и драматического;
понимать значения повествования, описания, рассуждения, диалога и монолога
в эпическом произведении для изображения характера героя и передачи
авторского отношения к герою;
сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других
искусствах;
работать с разными источниками информации и владеть основными способами
её обработки и презентации.
видеть необычное в обычном, устанавливать неочевидные связи между
предметами, явлениями, действиями, отгадывая или сочиняя загадку.
Ученик получит возможность научиться:
сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение
нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с
идеалом русского и своего народов);
рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, былине, обосновывая свой
выбор;
сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать
сюжетные линии;
сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу,
былину и сказание), определять черты национального характера;
выбирать произведения устного народного творчества разных народов для
самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;
устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на
уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).
выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе
художественного текста;
дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их
художественную и смысловую функцию;
сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно
оценивать их;
оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами
других искусств;
создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других
искусств;
сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или
под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект
для сопоставительного анализа;
использовать для решения познавательных и коммуникативных задач
различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы
и др.);
анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к
одному из литературных родов и жанров, определять средства художественной
выразительности.
употреблять стилистические средства лексики и грамматики в разговорном
языке и в художественных произведениях.
подготовить сообщение, доклад, на литературную тему, рассказ на основе
прочитанного;
свободно владеть монологической и диалогическом речью в объеме изучаемых в
этом классе произведений (в процессе беседы, интервью, сообщения, доклада и
пр.);
вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять
её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера,
реферат, проект).
2.5.2.3.Описание преемственности программы формирования универсальных
учебных действий при переходе от дошкольного к начальному общему
образованию.
Проблема реализации преемственности обучения затрагивает все звенья
существующей образовательной системы, а именно: переход из организации,
осуществляющей образовательную деятельность на уровне дошкольного образования, в
организацию, осуществляющую образовательную деятельность, в рамках ООП НОО и далее в
рамках основной образовательной программы основного и среднего образования, и, наконец,
в высшее учебное заведение. При этом, несмотря на огромные возрастнопсихологические
различия между обучающимися, переживаемые ими трудности переходных периодов имеют
много общего.
Наиболее остро проблема преемственности стоит в двух ключевых точках — в момент
поступления детей в школу (при переходе из дошкольного уровня на уровень начального
общего образования) и в период перехода обучающихся на уровень основного общего
образования.
Исследования готовности детей к обучению в школе к начальному общему
образованию показали, что обучение должно рассматриваться как комплексное образование,
включающее в себя физическую и психологическую готовность.
Физическая
готовность
определяется
состоянием
здоровья,
уровнем
морфофункциональной зрелости организма ребенка, в том числе развитием двигательных
навыков и качеств (тонкая моторная координация), физической и умственной
работоспособности.
Психологическая готовность к школе — сложная системная характеристика
психического развития ребенка 6—7 лет, которая предполагает сформированность
психологических способностей и свойств, обеспечивающих принятие ребенком новой
социальной позиции школьника; возможность сначала выполнения им учебной деятельности
под руководством учителя, а затем переход к ее самостоятельному осуществлению; усвоение
системы научных понятий; освоение ребенком новых форм кооперации и учебного
сотрудничества в системе отношений с учителем и одноклассниками.
Психологическая готовность к школе имеет следующую структуру: личностная
готовность, умственная зрелость и произвольность регуляции поведения идеятельности.
Личностная готовность включает мотивационную готовность, коммуникативную готовность,
сформированность Я-концепции и самооценки, эмоциональную зрелость.
Мотивационная готовность предполагает сформированность социальных мотивов
(стремление к социально значимому статусу, потребность в социальном признании, мотив
социального долга), учебных и познавательных мотивов. Предпосылками возникновения этих
мотивов служат, с одной стороны, формирующееся к концу дошкольного возраста желание
детей поступить в школу, с другой — развитие любознательности и умственной активности.
Мотивационная готовность характеризуется первичным соподчинением мотивов с
доминированием учебно-познавательных мотивов. Коммуникативная готовность выступает
как готовность ребенка к произвольному общению с учителем и сверстниками в контексте
поставленной учебной задачи и учебного содержания. Коммуникативная готовность создает
возможности для продуктивного сотрудничества ребенка с учителем и трансляции
культурного опыта в учебной деятельности. Сформированность Я-концепции и
самосознания характеризуется осознанием ребенком своих физических возможностей,
умений, нравственных качеств, переживаний (личное сознание), характера отношения к нему
взрослых, способностью
оценки
своих
достижений
и
личностных
качеств,
самокритичностью. Эмоциональная
готовность выражается в освоении ребенком социальных норм проявления чувств и в
способности регулировать свое поведение на основе эмоционального предвосхищения и
прогнозирования. Показателем эмоциональной готовности к школьному обучению является
сформированность высших чувств — нравственных переживаний, интеллектуальных чувств
(радость познания), эстетических чувств (чувство прекрасного). Выражением личностной
готовности к школе является сформированность внутренней позиции школьника,
подразумевающей готовность ребенка принять новую социальную позицию и роль ученика,
иерархию мотивов с высокой учебной мотивацией.
Умственную зрелость составляет интеллектуальная, речевая готовность и
сформированность восприятия, памяти, внимания, воображения. Интеллектуальная
готовность к школе включает особую познавательную позицию ребенка в отношении мира
(децентрацию), переход к понятийному интеллекту, понимание причинности явлений,
развитие рассуждения как способа решения мыслительных задач, способность действовать в
умственном плане, определенный набор знаний, представлений и умений. Речевая готовность
предполагает
сформированность
фонематической,
лексической,
грамматической,
синтаксической, семантической сторон речи; развитие номинативной, обобщающей,
планирующей и регулирующей функций речи, диалогической и начальных форм контекстной
речи, формирование особой теоретической позиции ребенка в отношении речевой
действительности и выделение слова как ее единицы. Восприятие характеризуется все
большей осознанностью, опирается на использование системы общественных сенсорных
эталонов и соответствующих перцептивных действий, основывается на взаимосвязи с речью и
мышлением. Память и внимание приобретают черты опосредованности, наблюдается рост
объема и устойчивости внимания.
Психологическая готовность в сфере воли и произвольности обеспечивает
целенаправленность и планомерность управления ребенком своей деятельностью и
поведением. Воля находит отражение в возможности соподчинения мотивов, целеполагании и
сохранении цели, способности прилагать волевое усилие для ее достижения. Произвольность
выступает как умение строить свое поведение и деятельность в соответствии с предлагаемыми
образцами и правилами, осуществлять планирование, контроль и коррекцию выполняемых
действий, используя соответствующие средства.
Формирование фундамента готовности перехода к обучению на уровень начального
общего образования осуществляется в рамках специфически детских видов деятельности:
сюжетно-ролевой игры, изобразительной деятельности, конструирования, восприятия сказки и
пр.
В МБОУ Киевская СОШ предшкольная подготовка детей организована по программе
«Дорожка к школе» в соответствии с требованиями ФГОС на основе программы
«Преемственность» (программа по подготовке к школе детей 5 -7 лет) Н. А. Федосова, Е. В.
Коваленко, И. А. Дядюнова и др.; науч. рук. Н. А. Федосова (М.: Просвещение, 2012),
рекомендованной Министерством образования Российской Федерации.
Программа готовит детей к обучению в школе, осуществляя преемственность между
дошкольным и начальным общим образованием.
Цель программы - успешная адаптация детей дошкольного возраста к новым
образовательным условиям и создание условий гуманного (комфортного) перехода с одного
уровня образования на другой.
Задачи:
-развитие
потенциальных возможностей ребенка;
- создание предпосылок к школьному обучению
- формирование предпосылок УДД (УУД);
- обеспечение преемственности программ дошкольного и начального образования;
- охрана, укрепление и развитие соматических и психических функций личности;
- развитие творческой активности;
- формирование и развитие психических функций познавательной сферы;
- развитие эмоционально-волевой сферы;
- развитие коммуникативных умений.
Особенности программы:
- не допускает дублирования программ первого класса; - создает условия для
включения ребенка в новые социальные формы общения;
- готовит переход от игровой к творческой, учебной, деятельности;
- инвариантна и готовит к любой системе школьного образования;
- уделяет особое внимание физическому развитию и взаимодействию с родителями;
- имеет комплексную диагностику готовности к школе.
В ходе освоения содержания программы обеспечиваются условия для достижения
обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные УУД: мотивационные и коммуникативные, формирование Я - концепции и
самооценки при подготовке к обучению в школе, положительное отношение к школьному
обучению.
Метапредметные результаты.
Познавательные УУД: знаково-символическое моделирование и преобразование
объектов; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием,
выполнением недостающих элементов; сравнение и сопоставление; выделение общего и
различного; осуществление классификации; установление аналогии; самостоятельный выбор
способов задач в зависимости от конкретных условий; осознанное и произвольное построение
речевого высказывания в устной форме.
Регулятивные УУД: осуществление действия по образцу и заданному правилу;
сохранение заданной цели; умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию
взрослого; осуществление контроля своей деятельности по результату; умение адекватно
понимать оценку взрослого и сверстника.
Коммуникативные УУД: овладение определенными вербальными и невербальными
средствами общения; эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества с
взрослыми и сверстниками; ориентация на партнера по общению; умение слушать
собеседника; задавать вопросы.
Предметные результаты.
Обучающийся получит возможность научиться: распознавать первый звук в словах;
внимательно слушать литературные произведения; называть персонажей, основные события;
отвечать на вопросы учителя по содержанию, делать элементарные выводы; пересказывать
произведение близко к тексту, по ролям, по частям; составлять элементарный рассказ по серии
картинок; обсуждать нравственные стороны поступков людей; участвовать в коллективных
разговорах; использовать принятые нормы вежливого речевого общения; устанавливать
речевые контакты с взрослыми и детьми (обращаться по имени, по имени и отчеству, вежливо
выражать просьбу, извиняться, благодарить за услугу, говорить спокойным дружелюбным
тоном);
различать гласные и согласные звуки и соотносить их с буквами; различать малые
фольклорные жанры (загадки, скороговорки, чистоговорки, колыбельные, потешки);
различать геометрические фигуры по форме (треугольник, круг, квадрат), по цвету, по
размеру; считать от 0 до 9 и в обратном направлении; определять количество предметов в
пределах 10, соотносить количество с цифрами; устанавливать количественные отношения в
натуральном ряду чисел в прямом и обратном направлении; присчитывать и отсчитывать по
одному, по два; ориентироваться в пространстве; ориентироваться в тетради в клетку;
выполнять элементарные рисунки на клетчатой бумаге; правильно использовать кисть при
рисовании; выполнять элементарный орнамент в полосе; использовать элементарные приемы
лепки (оттягивание, прищипывание, загибание, скатывание, сплющивание и т.д.).
Большое внимание уделено решению творческих задач - самостоятельное определение
способа решения, поиск и нахождение закономерностей, ранее не известных, но необходимых
при проектировании, а в дальнейшем и при изготовлении того или иного объекта, решения
задач, содержащие поисковые творческие элементы. Программа рассчитана на 1 год.
Преемственность формирования универсальных учебных действий основана на
возрастных особенностях учащихся. Формирование умения учиться должно стать
приоритетом на каждом уровне общего образования.
Организация преемственности при переходе от дошкольного образования к начальному
образованию, от начального образования к основному образованию в МОУ Киевской СОШ
осуществляется следующим образом.
1. Проводится
диагностика
(физическая,
психологическая,
педагогическая)
готовности учащихся к обучению в начальной школе (пособие «Что нужно знать и уметь
ребенку при поступлении в школу», Астрель, 2011 (Школа будущего первоклассника»).
2. В течение 2-х первых месяцев организуется адаптационный период обучения, в
который средствами УМК «Школа России» проводится работа по коррекции и развитию
универсальных учебных умений первоклассников.
3. В дальнейшем проходит ежегодно стартовая диагностика, имеющая целью
определить основные проблемы, характерные для большинства обучающихся, и в
соответствии с ними выстраивается система работы по преемственности (контрольные и
проверочные работы, тесты).
4. Используются такие формы преемственности, как проведение открытых уроков
совместно с педагогами д/сада, совместные семинары по обсуждению вопросов
преемственности.
Условия формирования
УУД – это методическое развитие понятия «учебная
ситуация» на основе деятельностного подхода, расширение практики групповой работы,
исследовательско- поисковой и проектной деятельности.
Следующее важное условие – создание пространства внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков, направлена на
достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую
очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и
специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не
столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и
формировать свое мнение.
Метапредметные результаты представляют собой универсальные учебные действия,
которые могут быть применены на любом материале, в том числе в новых ситуациях, в
которых может оказаться ребенок. Введение метапредметных результатов в стандарт
позволяет говорить о том, что образование четко сориентировано не только на обучение
(приобретение предметных знаний), но на развитие ребенка. Важнейшей характеристикой
стандарта является идея о системном характере результативности: личностные,
метапредметные и предметные результаты не противопоставляются друг другу, на их
достижение направлена вся учебная и внеурочная деятельность школы. Планируемые
результаты по формированию УУД определены в междисциплинарных программах «Чтение.
Работа с текстом» и «Формирование ИКТ-компетентности учащихся».
Содержание внеурочной деятельности определяется основной образовательной
программой. Организационными компонентами являются:
воспитательная работа классного руководителя;
воспитательная работа в группе продленного дня;
система дополнительного образования;
воспитательная работа школы: традиции, мероприятия, ключевые события,
досуг, детское самоуправление;
специально организованная внеурочная деятельность на основе дополнительных
общеразвивающих программ: программы научных клубов, программы
кружковой работы, программы проектной исследовательской деятельности.
Данная модель реализуется через обеспечение разных видов активной деятельности
ребенка, организацию занятий в соответствии со специально разработанными программами и
технологиями, а также определенными вариантами взаимодействия взрослого и ребенка.