программа наставничества

.

УТВЕРЖДЕНО
приказом по МБОУ Киевская СОШ
от «30» августа 2021 г. № 76
Директор школы: _________/Тимонов Ю.А.

Программа целевой модели наставничества
Муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения
Киевская средняя общеобразовательная школа
Кашарского района на 2020 – 2025 учебный год

1

Оглавление
1. Пояснительная записка ................................................................................................. 3
2. Нормативные основы целевой модели наставничества ............................................... 4
3. Ожидаемые результаты внедрения целевой модели наставничества ......................... 5
4. Структура управления реализацией целевой модели наставничества
МБОУ
Киевская СОШ ............................................................................................................. 6
5. Кадровая система реализации целевой модели наставничества МБОУ Киевская
СОШ............................................................................................................................... 7
6. Этапы реализации целевой модели наставничества МБОУ Киевская СОШ .............. 8
7. Формы наставничества МБОУ Киевская СОШ ......................................................... 10
7.1.Форма наставничества «Ученик – ученик» ................................................................ 10
7.2.Форма наставничества «Учитель – учитель» ............................................................. 12
7.3.Форма наставничества «Учитель – ученик» .............................................................. 14
8. Мониторинг и оценка результатов реализации программы наставничества ............ 16
8.1.Мониторинг и оценка качества процесса реализации программы
наставничества (1 этап) ............................................................................................... 16
8.2.Мониторинг и оценка качества процесса реализации программы
наставничества (2 этап) ............................................................................................... 18
9. Перспективные результаты внедрения целевой модели наставничества ................. 18
10. Механизмы мотивации и поощрения наставников .................................................... 19
11. Приложения

2

1. Пояснительная записка.
Настоящая целевая модель наставничества
МБОУ
Киевская
СОШ,
осуществляющего
образовательную
деятельность
по
общеобразовательным,
дополнительным общеобразовательным программам (далее - целевая модель
наставничества) разработана в целях достижения результатов федеральных и
региональных проектов "Современная школа", "Молодые профессионалы (Повышение
конкурентоспособности профессионального образования)" и "Успех каждого ребенка"
национального проекта "Образование".
Целью внедрения целевой модели наставничества является максимально полное
раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной личной и
профессиональной самореализации в современных условиях неопределенности, а также
создание условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения
и профессиональной ориентации всех обучающихся, педагогических работников (далее педагоги) разных уровней образования и молодых специалистов МБОУ Киевская СОШ
Создание целевой модели наставничества Киевская СОШ позволит решить задачу
адаптации учителей на рабочем месте, учитывать потребности молодых педагогов,
предупреждать отток кадров, а также создавать условия для помощи всем педагогам,
имеющим профессиональный дефицит.
Задачи целевой модели наставничества МБОУ Киевская СОШ
1. Разработка и реализация мероприятий «дорожной карты» внедрения целевой модели.
2. Разработка и реализация программ наставничества.
3. Реализация кадровой политики, в том числе: привлечение, обучение и контроль за
деятельностью наставников, принимающих участие в программе наставничества.
4. Инфраструктурное и материально-техническое обеспечение реализации программ
наставничества.
5. Осуществление персонифицированного учета обучающихся, молодых специалистов и
педагогов, участвующих в программах наставничества.
6. Проведение внутреннего мониторинга реализации и эффективности программ
наставничества в школе.
7. Формирования баз данных Программы наставничества и лучших практик.
8. Обеспечение условий для повышения уровня профессионального мастерства
педагогических работников, задействованных в реализации целевой модели
наставничества, в формате непрерывного образования.
В программе используются следующие понятия и термины.
Наставничество - универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования
навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное
взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.
Форма наставничества - способ реализации целевой модели через организацию работы
наставнической пары или группы, участники которой находятся в заданной
обстоятельствами ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией
участников.
Программа наставничества - комплекс мероприятий и формирующих их действий,
направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в
конкретных формах для получения ожидаемых результатов.
Наставляемый - участник программы наставничества, который через взаимодействие с
наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и
профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и
3

компетенции. В конкретных формах наставляемый может быть определен термином
"обучающийся".
Наставник - участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в
достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и
компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и
поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого.
Куратор
сотрудник
организации,
осуществляющей
деятельность
по
общеобразовательным,
дополнительным
общеобразовательным
программам
и
программам среднего профессионального образования, либо организации из числа ее
партнеров, который отвечает за организацию программы наставничества.
Целевая модель наставничества - система условий, ресурсов и процессов, необходимых
для реализации программ наставничества в образовательных организациях.
Методология наставничества - система концептуальных взглядов, подходов и методов,
обоснованных научными исследованиями и практическим опытом, позволяющая понять и
организовать процесс взаимодействия наставника и наставляемого.
Активное слушание - практика, позволяющая точнее понимать психологические
состояния, чувства, мысли собеседника с помощью особых приемов участия в беседе,
таких как активное выражение собственных переживаний и соображений, уточнения,
паузы и т.д. Применяется, в частности, в наставничестве, чтобы установить
доверительные отношения между наставником и наставляемым.
Буллинг - проявление агрессии, в том числе физическое насилие, унижение,
издевательства в отношении обучающегося образовательной организации со стороны
других обучающихся и/или учителей. Одна из современных разновидностей буллинга кибербуллинг, травля в социальных сетях.
Метакомпетенции - способность формировать у себя новые навыки и компетенции
самостоятельно, а не только манипулировать полученными извне знаниями и навыками.
Тьютор - специалист в области педагогики, который помогает обучающемуся
определиться с индивидуальным образовательным маршрутом.
Благодарный выпускник - выпускник образовательной организации, который ощущает
эмоциональную связь с ней, чувствует признательность и поддерживает личными
ресурсами (делится опытом, мотивирует обучающихся и педагогов, инициирует и
развивает эндаумент, организует стажировки и т.д.).
Школьное сообщество (сообщество образовательной организации) - сотрудники данной
образовательной организации, обучающиеся, их родители, выпускники и любые другие
субъекты, которые объединены стремлением внести свой вклад в развитие организации и
совместно действуют ради этой цели.
2. Нормативные основы целевой модели наставничества.











Конституция Российской Федерации.
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации".
Стратегия развития волонтерского движения в России, утвержденная на заседании
Комитета Государственной Думы Российской Федерации по делам молодежи
(протокол
N 45 от 14 мая 2010 г.).
Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до
2025 года, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 29
ноября 2014 г. N 2403-р.
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года (утвержденная
распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г.
N 996-р).
4



















Гражданский кодекс Российской Федерации.
Трудовой кодекс Российской Федерации.
Федеральный закон от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ "О благотворительной
деятельности и благотворительных организациях".
Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях".
Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
Распоряжение министерства образования Российской Федерации № Р-145 от 25
декабря 2019 г. «Об утверждении методологии (целевой) модели наставничества
обучающихся
для
организаций,
осуществляющих
образовательную
деятельность
по
общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам
среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик
обмена опытом между обучающимися».
Устав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Кисловская
СОШ».
Программа развития МБОУ Киевская СОШ
Отчет о результатах самообследования деятельности муниципального бюджетного
общеобразовательного
учреждения МБОУ Киевская СОШ

Положение о педагогическом совете
Положение о методическом совете

3. Ожидаемые результаты внедрения целевой модели наставничества
1. Измеримое улучшение показателей, обучающихся в образовательной, культурной,
спортивной сферах и сфере дополнительного образования.
2. Улучшение психологического климата в образовательной организации как среди
обучающихся, так и внутри педагогического коллектива, связанное с выстраиванием
долгосрочных и психологически комфортных коммуникаций на основе партнерства.
3. Плавный «вход» молодого учителя и специалиста в целом в профессию, построение
продуктивной среды в педагогическом коллективе на основе взаимообогащающих
отношений начинающих и опытных специалистов.
4. Адаптация учителя в новом педагогическом коллективе.
5. Измеримое улучшение личных показателей эффективности педагогов и сотрудников
школы, связанное с развитием гибких навыков и метакомпетенций.
6. Рост мотивации к учебе и саморазвитию учащихся.
7. Снижение показателей неуспеваемости учащихся.
8. Практическая реализация концепции построения индивидуальных образовательных
траекторий.
9. Рост числа обучающихся, прошедших профориентационные мероприятия.
10. Формирование осознанной позиции, необходимой для выбора образовательной
траектории и будущей профессиональной реализации.
11. Формирования активной гражданской позиции школьного сообщества.
12. Рост информированности о перспективах самостоятельного выбора векторов
творческого развития, карьерных и иных возможностях.
13. Повышение уровня сформированности ценностных и жизненных позиций и
ориентиров.
14. Снижение конфликтности и развитые коммуникативных навыков, для
горизонтального и вертикального социального движения.
15. Увеличение доли учащихся, участвующих в программах развития талантливых
обучающихся.
16. Снижение проблем адаптации в (новом) учебном коллективе: психологические,
организационные и социальные.
5

17. Включение в систему наставнических
возможностями здоровья.

отношений

детей

с

ограниченными

4. Структура управления реализацией целевой модели наставничества
МБОУ «Киевская СОШ
Уровни структуры
Направления деятельности
Департамент общего
Контролирует реализацию мероприятий по внедрению
образования Ростовской целевой модели наставничества.
области
Обеспечивает развитие инфраструктурных, материальнотехнических ресурсов и кадрового потенциала МБОУ
Киевская СОШ
Томский областной
Организационная,
методическая,
экспертноинститут повышения
консультационная, информационная и просветительская
квалификации и
поддержка участников внедрения целевой модели
переподготовки
наставничества.
работников образования Выработка предложений по совместному использованию
Ростовской области
инфраструктуры в целях внедрения модели наставничества.
Содействие распространению и внедрению лучших
наставнических практик различных форм и ролевых моделей
для обучающихся, педагогов и молодых специалистов.
МБОУ Киевская СОШ

Куратор целевой модели
наставничества МБОУ
Киевская СОШ

Разработка и утверждение комплекта нормативных
документов, необходимых для внедрения целевой модели
наставничества.
Разработка и реализация мероприятий дорожной карты.
Реализация программы наставничества.
Реализация кадровой политики в программе наставничества.
Назначение
куратора
внедрения
целевой
модели
наставничества.
Инфраструктурное и материально-техническое обеспечение
реализации программы наставничества.
Формирование базы наставников и наставляемых.
Организация обучения наставников (в том числе
привлечение экспертов для проведения обучения).
Контроль проведения программ наставничества.
Участие в оценке вовлеченности обучающихся в
различные формы наставничества.
Решение организационных вопросов, возникающих в
процессе реализации модели.
Мониторинг результатов эффективности реализации целевой
модели наставничества.

Ответственные лица за
направления форм
наставничества
Наставники и
наставляемые

Разработка программ моделей
Контроль за реализацией.

форм

наставничества.

Модели форм наставничества:
Реализация формы наставничества «Ученик-ученик»
Реализация формы наставничества «Учитель-учитель»
Реализация формы наставничества «Учитель-ученик»

6

Кадровая система реализации целевой модели наставничества МБОУ
Киевская СОШ
Целевой модели наставничества выделяется три главные роли:
1. Наставляемый – участник программы, который через взаимодействие с наставником и
при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные задачи, личные и
профессиональные, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и
компетенции.
2. Наставник – участник программы, имеющий успешный опыт в достижении
жизненного результата, личностного и профессионального, способный и готовый
поделиться этим опытом и навыками, необходимыми для поддержки процессов
самореализации и самосовершенствования наставляемого.
3. Куратор – сотрудник образовательной организации, который отвечает за организацию
всего цикла программы наставничества.
Реализация наставнической программы происходит через работу куратора с двумя
базами: базой наставляемых и базой наставников.
Формирование этих баз осуществляется директором школы, куратором, педагогами,
классными руководителями и иными лицами школы, располагающими информацией о
потребностях педагогов и подростков - будущих участников программы.
5.

- Формирование базы наставляемых:

из числа обучающихся:
 проявивших выдающиеся способности;
 демонстрирующий неудовлетворительные образовательные результаты;
 с ограниченными возможностями здоровья;
 попавших в трудную жизненную ситуацию;
 имеющих проблемы с поведением;
 не принимающих участие в жизни школы, отстраненных от коллектива

из числа педагогов:



молодых специалистов;
находящихся в состоянии эмоционального выгорания, хронической усталости;
 находящихся в процессе адаптации на новом месте работы;
 желающими овладеть современными программами, цифровыми навыками, ИКТ
компетенциями и т.д.
- Формирование базы наставников из числа:
 обучающихся, мотивированных помочь сверстникам в образовательных,
спортивных, творческих и адаптационных вопросах;
 педагогов и специалистов, заинтересованных в тиражировании личного
педагогического опыта и создании продуктивной педагогической атмосферы;
 родителей обучающихся – активных участников родительских или управляющих
советов;
 выпускников, заинтересованных в поддержке своей школы;
 сотрудников предприятий, заинтересованных в подготовке будущих кадров;
 успешных предпринимателей или общественных деятелей, которые чувствуют
потребность передать свой опыт;
 ветеранов педагогического труда.


База наставляемых и база наставников может меняться в зависимости от
потребностей школы в целом и от потребностей участников образовательных отношений:
педагогов, учащихся и их родителей (законных представителей).

7

6. Этапы реализации целевой модели наставничества МБОУ Киевская СОШ
Этапы
Мероприятия
Результат
Подготовка
Создание благоприятных условий
Дорожная карта
условий для
для запуска программы.
реализации программы
запуска программы Сбор предварительных запросов от
наставничества. Пакет
наставничества
потенциальных наставляемых.
документов.
Выбор аудитории для поиска
наставников.
Информирование и выбор форм
наставничества.
На внешнем контуре
информационная работа,
направленная на привлечение
внешних ресурсов к реализации
программы.
Формирование
Выявление конкретных проблем
Формирование базы
базы наставляемых обучающихся школы, которые
наставляемых с картой
можно решить с помощью
запросов.
наставничества.
Сбор и систематизация запросов от
потенциальных наставляемых.
Формирование
1. Работа с внутренним контуром
Формирование базы
базы наставников
включает действия по
наставников, которые
формированию базы из числа:
потенциально могут
- обучающихся, мотивированных
участвовать как в
помочь сверстникам в
рамках текущей
образовательных, спортивных,
программы, так и в
творческих и адаптационных
будущем.
вопросах;
- педагогов, заинтересованных в
тиражировании личного опыта и
создании продуктивной
педагогической атмосферы;
- родителей обучающихся, активных
участников родительских советов,
организаторов досуговой
деятельности;
2. Работа с внешним контуром на
данном этапе включает действия по
формированию базы наставников из
числа:
- выпускников, заинтересованных в
поддержке своей школы;
- сотрудников региональных
предприятий, заинтересованных в
подготовке будущих кадров;
- успешных предпринимателей или
общественных деятелей, которые
чувствуют потребность передать
свой опыт;
- представители других организаций,
8

Отбор и обучение
наставников

с которыми есть партнерские связи.
Выявление наставников, входящих в
базу потенциальных наставников,
подходящих для конкретной
программы.
Обучение наставников для работы с
наставляемыми.

Формирование
Провести общую встречу с участием
наставнических пар всех отобранных наставников и всех
наставляемых в любом формате.
Зафиксировать сложившиеся пары в
специальной базе куратора
Организация хода
Закрепление гармоничных и
наставнической
продуктивных отношений в
программы
наставнической группе так, чтобы
они были максимально
комфортными, стабильными и
результативными с обеих сторон.
Работа в каждой группе включает:
встречу-знакомство, пробную
рабочую встречу, встречупланирование, комплекс
последовательных встреч, итоговую
встречу.
Завершение
программы
наставничества

Подведение итогов каждой
пары/группы.
Подведение итогов программы
Школы.
Публичное подведение итогов и
популяризация практик.

Заполнение анкеты в
свободной письменной
форме всеми
потенциальными
наставниками.
Собеседование с
наставниками.
Программа обучения.
Сформированные
наставнические
пары/группы, готовые
продолжить работу в
рамках программы.
Мониторинг:
- сбор обратной связи
от наставляемых для
мониторинга динамики
влияния программы на
наставляемых;
- сбор обратной связи
от наставников,
наставляемых и
кураторов для
мониторинга
эффективности
реализации программы.
Собраны лучшие
наставнические
практики.
Поощрение
наставников.

Формы наставничества МБОУ Киевская СОШ
Для успешной реализации целевой модели наставничества предусматривается
выделение 5 возможных форм наставничества.
Исходя из образовательных потребностей МБОУ Киевская СОШ в данной целевой
модели наставничества рассматриваются три формы наставничества: «Ученик – ученик»,
«Учитель – учитель», «Учитель – ученик».
7.

7.1. Форма наставничества «Ученик – ученик».
Цель: разносторонняя поддержка обучающихся с особыми образовательными или
социальными потребностями либо временная помощь в адаптации к новым условиям
обучения.
Задачи:
1. Помощь в реализации лидерского потенциала.
2. Улучшение образовательных, творческих или спортивных результатов.
3. Развитие гибких навыков и метакомпетенций.
4. Оказание помощи в адаптации к новым условиям среды.
9

5. Создание комфортных условий и коммуникаций внутри образовательной
организации.
6. Формирование устойчивого сообщества обучающихся и сообщества благодарных
выпускников.
Результат:
1. Высокий уровень включения наставляемых во все социальные, культурные и
образовательные процессы.
2. Повышение успеваемости в школе.
3. Улучшение психоэмоционального фона внутри группы, класса, школы в целом.
4. Численный рост посещаемости творческих кружков, объединений, спортивных
секций.
5. Количественный и качественный рост успешно реализованных творческих и
образовательных проектов.
6. Снижение числа обучающихся состоящих на различных видах учета.
7. Снижение количества жалоб от родителей и педагогов, связанных с социальной
незащищенностью и конфликтами внутри коллектива обучающихся.
Характеристика участников формы наставничества «Ученик – ученик».
Наставник
Наставляемый
Кто может быть
Пассивный
Активный
Активный
ученик, Социально или ценностно- Обучающийся с особыми
обладающий
дезориентированный
образовательными
лидерскими
и обучающийся более низкой потребностями,
организационными
по отношению к наставнику нуждающийся в поддержке
качествами.
ступени, демонстрирующий или ресурсах для обмена
Ученик,
неудовлетворительные
мнениями и реализации
демонстрирующий
образовательные результаты своих
собственных
высокие
или проблемы с поведением, проектов.
образовательные
не принимающий участие в
результаты.
жизни школы, отстраненный
Победитель школьных и от коллектива.
региональных олимпиад
и соревнований.
Лидер
класса
или
параллели,
принимающий активное
участие в жизни школы.
Возможный
участник
всероссийских детскоюношеских организаций
и объединений.
Возможные варианты программы наставничества «Ученик – ученик».
Формы
взаимодействия
«Успевающий неуспевающий»
«Лидер пассивный»

Цель
Достижение лучших образовательных результатов.
Психоэмоциональная поддержка с адаптацией в
коллективе или с развитием коммуникационных,
творческих, лидерских навыков.
10

«Равный –
равному»
«Адаптированны
йнеадаптированны
й»

Обмен навыками для достижения целей.
Адаптация к новым условиям обучения.

Схема реализации формы наставничества «Ученик-ученик»
Этапы реализации
Представление
программ
наставничества
в
форме
«Ученик-ученик»
Проводится отбор наставников
из числа активных обучающихся
школьного сообщества
Обучение наставников.
Проводится отбор обучающихся,
имеющих
особые
образовательные
потребности,
низкую учебную мотивацию,
проблемы с адаптацией в
коллективе, не включенные в
школьное
сообщество
и
желающих добровольно принять
участие
в
программе
наставничества.
Формирование пар, групп.

Мероприятия
Ученическая конференция.
Анкетирование. Собеседование.
базы данных наставников.

Использование

Обучение проводится куратором.
Анкетирование. Листы опроса. Использование базы
наставляемых.

После личных встреч обсуждение вопросов.
Назначение куратором.
Предоставление
конкретных
результатов
взаимодействия (проект, улучшение показателей).
Улучшение
образовательных
результатов,
посещаемости.

Наставляемый улучшает свои
образовательные результаты, он
интегрирован
в
школьное
сообщество,
повышена
мотивация и осознанность.
Рефлексия реализации формы Анализ эффективности реализации программы.
наставничества.
Наставник получает уважаемый и заслуженный статус. Чувствует свою причастность к
школьному сообществу. Наставляемый – поощрение на ученической конференции.
7.2. Форма наставничества «Учитель – учитель».
Цель: разносторонняя поддержка для успешного закрепления на месте работы молодого
специалиста, повышение его профессионального потенциала и уровня и поддержка нового
сотрудника при смене его места работы, а также создание комфортной профессиональной
среды внутри образовательной организации, позволяющей реализовывать актуальные
педагогические задачи на высоком уровне.
Задачи:
1. Способствовать формированию потребности заниматься анализом результатов
своей профессиональной деятельности.
11

2. Развивать интерес к методике построения и организации результативного учебного
процесса.
3. Ориентировать начинающего педагога на творческое использование передового
педагогического опыта в своей деятельности.
4. Прививать молодому специалисту интерес к педагогической деятельности в целях
его закрепления в образовательной организации.
5. Ускорить процесс профессионального становления педагога.
Результат:
1. Высокий уровень включенности молодых специалистов и новых педагогов в
педагогическую работу и культурную жизнь образовательной организации.
2. Усиление уверенности в собственных силах и развитие личного творческого и
педагогического потенциала.
3. Улучшение психологического климата в образовательной организации.
4. Повышение уровня удовлетворенности в собственной работой и улучшение
психоэмоционального состояния специалистов.
5. Рост числа специалистов, желающих продолжить свою работу в данном коллективе
образовательного учреждения.
6. Качественный рост успеваемости и улучшение поведения в подшефных
наставляемых классах и группах.
7. Сокращение числа конфликтов с педагогическим и родительским сообществами.
8. Рост числа собственных профессиональных работ (статей, исследований,
методических практик молодого специалиста и т. д.)
Характеристика участников формы наставничества «Учительучитель»
Наставник

Наставляемый
Молодой
специалис
т
Опытный педагог, имеющий
Имеет малый опыт
профессиональные успехи (победитель
работы (до 3 лет).
различных профессиональных конкурсов Испытывающий
автор учебных пособий и материалов,
трудности с
ведущий вебинаров и семинаров).
организацией учебного
Педагог, склонный к активной
процесса, с
общественной работе, участник
взаимодействием с
педагогического и школьного сообщества. обучающимися,
педагогами, родителями.

Типы наставников
Наставникконсультант
Создает комфортные
условия для
реализации
профессиональных
качеств, помогает с

Наставник
предметник
Опытный педагог
одного и того же
предметного
направления, что и
молодой учитель,

Педагог
Специалист,
находящийся в
процессе
адаптации на
новом месте
работы,
которому
необходимо
получать
представление
о регламенте и
принципах
образовательно
й организации.
Педагог,
находящийся в
состоянии
эмоциональног
о выгорания,
хронической
усталости.

12

организацией
образовательного
процесса и с
решением
конкретных
психологопедагогических и
коммуникационных
проблем,
контролирует работу
молодого
специалиста или
педагога.

способный
осуществлять
всестороннюю
методическую
поддержку
преподавания
отдельных
дисциплин.

Возможные варианты программы наставничества «Учитель – учитель»
Формы взаимодействия
Цель
«Опытный педагог – молодой Поддержка для приобретения необходимых
специалист»
профессиональных навыков и «закрепления» на
месте работы.
«Опытный классный руководитель – Поддержка для приобретения необходимых
молодой специалист»
профессиональных навыков в работе с
классным коллективом и «закрепления» на
месте работы.
«Лидер педагогического сообщества Реализация психоэмоциональной поддержки,
–
педагог,
испытывающий сочетаемой с профессиональной помощью по
проблемы»
приобретению и развитию педагогических
талантов и инициатив.
«Педагог новатор – консервативный Помощь
в
овладении
современными
педагог»
программами, цифровыми навыками, ИКТ
компетенциями.
«Опытный предметник – неопытный Методическая
предметник»
предмету.

поддержка

по

конкретному

Схема реализации формы наставничества «Учитель – учитель»
Этапы реализации
Мероприятия
Представление программ
Педагогический совет. Методический совет.
наставничества в форме «Учительучитель».
Проводится отбор наставников из
Анкетирование. Использование базы
числа активных и опытных педагогов и наставников.
педагогов, самостоятельно
выражающих желание помочь
педагогу.
Обучение наставников.
Проводится при необходимости.
13

Проводится отбор педагогов,
испытывающих профессиональные
проблемы, проблемы адаптации и
желающих добровольно принять
участие в программе наставничества.
Формирование пар, групп
Повышение квалификации
наставляемого, закрепление в
профессии. Творческая деятельность.
Успешная адаптация.
Рефлексия реализации формы
наставничества.
Наставник получает уважаемый и
заслуженный статус.

Анкетирование. Листы опроса.
Использование базы наставляемых.

После встреч обсуждение вопросов.
Тестирование. Проведение мастер-классов,
открытых уроков.
Анализ эффективности реализации
программы.
Поощрение на педагогическом совете или
методическом совете школы.

7.3. Форма наставничества «Учитель – ученик»
Цель - успешное формирование у учеников младшей,
средней и
старшей школы
осознанного
подхода
к реализации
личностного потенциала,
рост числа
заинтересованной в развитии собственных талантов и навыков молодежи.
Задачи:
1. Помощь учащимся в раскрытии и оценке своего личного
потенциала.
2. Повышение мотивации к учебе и саморазвитию, к саморегуляции, формирования
ценностных и жизненных ориентиров.
3. Развитие лидерских, организационных, коммуникативных навыков и
метакомпетенций.
4. Помощь в построении образовательной траектории и будущей профессиональной
реализации.
Результат:
1. Повышение успеваемости и улучшение психоэмоционального фона в младшей,
средней и старшей школе.
2. Численный рост кружков по интересам, а также внеурочных мероприятий.
3. Увеличение процента учеников, успешно прошедших предпрофориентационную
программу.
4. Численный рост успешно реализованных и представленных результатов
проектной деятельности в старших классах (совместно с представителем
предприятия).
5. Увеличение числа учеников, планирующих стать наставниками в будущем и
присоединиться к сообществу благодарных выпускников.
Характеристика участников формы наставничества «Учитель – ученик»
Наставник
Кто может быть
Неравнодушный
профессионал с большим (от
5 лет) опытом работы с
высокой квалификацией.
Активная жизненная

Наставляемый
Активный
Пассивный
Социально активный
Плохо
школьник с особыми
мотивированный,
образовательными
дезориентированный
потребностями,
школьник, не
мотивированный к
имеющий желания
14

позиция.
Обладает развитыми
коммуникативными
навыками, гибкостью в
общении, умением отнестись
к ученику как к равному в
диалоге и потенциально
будущему коллеге.
Возможно, выпускник того
же образовательного
учреждения, член
сообщества благодарных
выпускников.
Возможно, родитель
образовательного
учреждения с активной
жизненной позицией.

расширению круга общения,
самосовершенствованию,
получению новых навыков.

самостоятельно
выбирать
образовательную
траекторию, мало
информированный о
карьерных и
образовательных
перспективах,
равнодушный к
процессам внутри
школы и ее
сообщества.

Возможные варианты программы наставничества «Учитель – ученик»
Формы взаимодействия
«Активный профессионал –
равнодушный потребитель»

«Коллега – молодой коллега»

Цель
Мотивационная и ценностная поддержка с
развитием коммуникационных, творческих,
лидерских навыков, стимулирование идей
саморазвития, осознанного выбора
образовательной и карьерной траектории.
Совместная работа по развитию творческого,
предпринимательского или социального
проекта, в процессе которой наставляемый
делится свежим видением и креативными
идеями, которые могут оказать
существенную поддержку наставнику, а сам
наставник выполняет роль организатора и
куратора.

Схема реализации формы наставничества «Учитель – ученик»
Этапы реализации
Мероприятия
Представление программ наставничества в
Ученическая конференция.
форме «Учитель – ученик».
Проводится отбор наставников из числа
Анкетирование. Использование
активных и опытных учителей,
базы наставников.
представителей благодарных выпускников.
Обучение наставников.
Обучение проводится куратором
программы наставничества при
необходимости. Работа с
пособиями. Рабочие тетради
наставника.
Проводится отбор обучающихся, имеющих
Анкетирование. Листы опроса.
проблемы с учебой, не мотивированных, не
Использование базы данных
15

умеющих строить свою образовательную
траекторию. Либо обучающиеся, с особыми
образовательными потребностями, не
имеющие возможности реализовать себя в
рамках школьной программы.
Формирование пар, групп.
Повышение образовательных результатов у
наставляемых. Мотивированны,
интегрированы в общество. Осознанно
подходят к выбору профессий.
Наставник получает уважаемый и
заслуженный статус.

наставляемых.

Личные встречи или групповая
работа в формате «быстрых
встреч».
Защита проекта. Анализ
успеваемости. Представление
бизнес-плана. Определение
образовательной траектории.
Поощрение наставляемого на
ученической конференции.
Благодарственное письмо на
предприятие или организацию
наставника.

8. Мониторинг и оценка результатов реализации программы наставничества
Мониторинг процесса реализации программ наставничества понимается как система
сбора, обработки, хранения и использования информации о программе наставничества
и/или отдельных ее элементах.
Организация систематического мониторинга программ наставничества дает
возможность четко представлять, как происходит процесс наставничества, какие
происходят изменения во взаимодействиях наставника с наставляемым (группой
наставляемых), а также какова динамика развития наставляемых и удовлетворенности
наставника своей деятельностью.
Мониторинг программы наставничества состоит из двух основных этапов:
1) оценка качества процесса реализации программы наставничества;
2) оценка мотивационно-личностного, компетентностного, профессионального роста
участников, динамика образовательных результатов.
8.1. Мониторинг и оценка качества процесса реализации программы
наставничества
Этап 1. Первый этап мониторинга направлен на изучение (оценку) качества
реализуемой программы наставничества, ее сильных и слабых сторон, качества
совместной работы пар или групп "наставник-наставляемый".
Мониторинг помогает, как выявить соответствие условий организации программы
наставничества требованиям и принципам модели, так и отследить важные показатели
качественного изменения образовательной организации, реализующей программу
наставничества,
динамику
показателей
социального
благополучия
внутри
образовательной организации, профессиональное развитие педагогического коллектива в
практической и научной сферах.
Цели мониторинга:
1) оценка качества реализуемой программы наставничества;
2) оценка эффективности и полезности программы как инструмента повышения
социального и профессионального благополучия внутри образовательной организации и
сотрудничающих с ней организаций или индивидов.
Задачи мониторинга:
 сбор и анализ обратной связи от участников (метод анкетирования);
16



обоснование требований к процессу реализации программы наставничества, к
личности наставника;


контроль
хода программы наставничества;

 описание особенностей взаимодействия наставника и наставляемого (группы
наставляемых);

 определение условий эффективной программы наставничества;
 контроль показателей социального и профессионального благополучия.
Оформление результатов.
По результатам опроса в рамках первого этапа мониторинга будет предоставлен
SWOT – анализ реализуемой программы наставничества.
Сбор данных для построения SWOT-анализа осуществляется посредством анкеты.
Анкета содержит открытые вопросы, закрытые вопросы, вопросы с оценочным
параметром. Анкета учитывает особенности требований к трем формам наставничества.
SWOT-анализ проводит куратор программы.
Для оценки соответствия условий организации программы наставничества
требованиям модели и программ, по которым она осуществляется, принципам,
заложенным
в модели и программах, а также современным подходам и технологиям,
используется
анкета куратора. Результатом успешного мониторинга будет аналитика реализуемой
программы наставничества, которая позволит выделить ее сильные и слабые стороны,
изменения
качественных
и
количественных
показателей
социального
и
профессионального
благополучия, расхождения между ожиданиями и реальными результатами
участников программы наствничества.
Мониторинг
и
оценка
влияния
программ
на
всех
участников
Этап 2. Второй этап мониторинга позволяет оценить:
мотивационно-личностный и профессиональный рост участников программы
наставничества; развитие метапредметных навыков и уровня вовлеченности обучающихся
в образовательную деятельность; качество изменений в освоении обучающимися
образовательных программ; динамику образовательных результатов с учетом
эмоционально-личностных, интеллектуальных, мотивационных и социальных черт
участников.
Основываясь на результатах данного этапа, можно выдвинуть предположение о
наличии положительной динамики влияния программ наставничества на повышение
активности и заинтересованности участников в образовательной и профессиональной
деятельности, о снижении уровня тревожности в коллективе, а также о наиболее
рациональной и эффективной стратегии дальнейшего формирования пар "наставник наставляемый".
Процесс мониторинга влияния программ на всех участников включает два подэтапа,
первый из которых осуществляется до входа в программу наставничества, а второй - по
итогам прохождения программы.
Соответственно, все зависимые от воздействия программы наставничества параметры
фиксируются дважды (таблица 2).
Цели мониторинга влияния программ наставничества на всех участников.
1. Глубокая оценка изучаемых личностных характеристик участников программы.
2. Оценка динамики характеристик образовательного процесса (оценка качества
изменений
в освоении обучающимися образовательных программ).
8.2.

17

3. Анализ и необходимая корректировка сформированных стратегий образования
пар "наставник-наставляемый".
Задачи мониторинга:
 научное и практическое обоснование требований к процессу организации
программы наставничества, к личности наставника;

 экспериментальное подтверждение необходимости выдвижения описанных в
целевой модели требований к личности наставника;

 определение условий эффективной программы наставничества;
 анализ эффективности предложенных стратегий образования пар и внесение
корректировок во все этапы реализации программы в соответствии с результатами;

 сравнение характеристик образовательного процесса на "входе" и "выходе"
реализуемой программы;

 сравнение изучаемых личностных характеристик (вовлеченность, активность,
самооценка, тревожность и др.) участников программы наставничества на "входе" и
"выходе" реализуемой программы.

9. Перспективные результаты внедрения целевой модели наставничества
Внедрение модели наставничества и систематическая реализация
мероприятий обеспечит:
улучшение показателей школы в образовательной, социокультурной,
спортивной и других сферах;
подготовку обучающихся к самостоятельной, осознанной и социально
продуктивной деятельности в современном мире;
раскрытие личностного, творческого, профессионального потенциала
каждого обучающегося, поддержку формирования и реализации индивидуальной
образовательной траектории;
создание психологически комфортной среды для развития и повышения
квалификации педагогов, увеличение числа закрепившихся в профессии
педагогических кадров;
привлечение общественности, региональных предприятий и организаций к
участию в реализации программы наставничества.
В результате реализации программа наставничества обеспечен охват
данными программами:
1) обучающихся:
не менее 10% в 2021 году;
не менее 20% в 2022 году;
не менее 30% в 2023 году;
не менее 50% в 2024 году;
не менее 70% в 2025 году;
2) педагогических работников:
не менее 10% в 2021 году;
не менее 20% в 2022 году;
не менее 30% в 2023 году;
не менее 50% в 2024 году;
не менее 70% в 2025 году.

18

10. Механизмы мотивации и поощрения наставников
К числу лучших мотивирующих наставника факторов можно отнести поддержку
системы наставничества на школьном, общественном, муниципальном и государственном
уровнях; создание среды, в которой наставничество воспринимается как почетная миссия,
где формируется ощущение причастности к большому и важному делу, в котором
наставнику отводится ведущая роль.
Мероприятия по популяризации роли наставника.
 Организация и проведение фестивалей, форумов, конференций наставников на
школьном уровне.

 Выдвижение лучших наставников на конкурсы и мероприятия на
муниципальном, региональном и федеральном уровнях.

 Проведение школьного конкурса профессионального мастерства "Наставник
года", «Лучшая пара», «Наставник+";

 Награждение школьными грамотами "Лучший наставник"

 Благодарственные письма родителям наставников из числа обучающихся.
 Предоставлять
наставникам
возможности
принимать
участие
в
формировании предложений, касающихся развития школы.

19


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».