I. Общие положения
1.1. Положение об организации инклюзивного образования детей с ограниченными
возможности здоровья (далее – дети с ОВЗ) в МБОУ Киевская СОШ разработано на
основании:
- Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации»;
- Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях. "Санитарно-эпидемиологические правила и
нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10", утв. постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189, с изменениями,
внесенными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 29 июня 2011 г. N 85;
- Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования ( утв. Приказом Министерства
образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1015).
2. Настоящее Положение определяет порядок организации обучения и воспитания в
совместной образовательной среде в общеобразовательном учреждении детей с
ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ и детей не имеющих таких
ограничений.
Инклюзия признаѐтся как закономерные этапы развития образования детей с
ограниченными возможностями здоровья.
2.1 Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо,
имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные
психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования
без создания специальных условий (п. 16 ст. 2 Федерального закона от 29 декабря2012 г.
N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации")
2.2 Инклюзивное образование — обеспечение равного доступа к образованию для всех
обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и
индивидуальных возможностей (п. 27 ст. 2 Федерального закона от 29 декабря2012 г. N
273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации")
2.3 Адаптированная образовательная программа- образовательная программа,
адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом
особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при
необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную
адаптацию указанных лиц (п. 28 ст. 2 Федерального закона от 29 декабря2012 г. N 273-ФЗ
"Об образовании в Российской Федерации")
3. Основной целью инклюзивного образования является реализация права детей с ОВЗ на
получение образования по месту жительства в соответствии с их познавательными
возможностями и способностями, их социальная адаптация и интеграция в общество,
повышение роли семьи в воспитании и развитии своего ребенка.
II. Организация инклюзивного образования
1.Образование обучающихся с ОВЗ может быть организовано следующим образом:
полная инклюзия совместное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья и
детей, не имеющих таких ограничений, в одном классе (класс инклюзивного образования)
общеобразовательного учреждения, реализующего основные образовательные
программы, если это не препятствует успешному освоению образовательных программ
всеми обучающимися. Численность обучающихся с ОВЗ в таком классе не может
превышать 4 человека. Дети-инвалиды посещают ОУ наряду со здоровыми сверстниками
и обучаются в обычных классах по индивидуальным учебным планам, которые могут
совпадать с учебным планом соответствующего класса, а также могут посещать кружки,
клубы, внеклассные общешкольные мероприятия и др.; частичная инклюзия - дети с
ОВЗ и дети-инвалиды совмещают индивидуальное обучение на дому с посещением
общеобразовательного учреждения и обучаются по индивидуальным учебным планам,
количество часов и предметы которых определяет образовательное учреждение в
соответствии с установленным нормативом, используя инклюзивное и (или)
дистанционное образование по согласованию с родителями (законными
представителями). Также дети с ОВЗ и дети-инвалиды могут посещать кружки, клубы,
внеклассные общешкольные мероприятия и др., если это не противопоказано по
состоянию их здоровья; внеурочная инклюзия – создание для детей с ОВЗ отдельных
классов в образовательных учреждениях или обучение детей-инвалидов только на дому.
Дети посещают кружки, клубы, внеклассные общешкольные мероприятия и др. в МБОУ
Киевской СОШ , если это не противопоказано по состоянию их здоровья и по
согласованию с родителями (законными представителями).
2.Выбор образовательной программы обучения ребенка с ограниченными возможностями
здоровья зависит от степени выраженности недостатков физического и (или)
психического развития, сложности структуры нарушения, образовательных потребностей,
уровня готовности ребенка к включению в среду нормально развивающихся сверстников
и определяется психолого- медико-педагогической комиссией.
3.В ОУ инклюзивное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом
уровня развития ребенка может быть организовано: по образовательным программам
начального общего, основного общего (для детей- инвалидов, не имеющих недостатков
психического развития). по адаптированным образовательным программам в
соответствии с рекомендациями психолого - медико-педагогической комиссии; по
индивидуальной образовательной программе;
4.Образовательная деятельность по образовательным программам, в том числе
адаптированным основным образовательным программам, организуется в соответствии с
режимом работы ОУ и расписанием учебных занятий, которое определяется ОУ
самостоятельно. Содержание общего образования и условия организации обучения детей инвалидов определяются в соответствии с индивидуальной программой реабилитации
инвалида.
5. Форма получения общего образования по конкретной образовательной программе
определяется родителями (законными представителями) несовершеннолетнего
обучающегося. При выборе родителями (законными представителями)
несовершеннолетнего обучающегося формы получения общего образования и формы
обучения учитывается мнение ребенка.
6. Необходимыми условиями организации инклюзивного образования в ОУ являются:
создание адаптивной среды (инфраструктура, нормативно-правовые, материальные,
информационные, психолого- педагогические ресурсы); повышение квалификации
педагогических работников; создание психолого- педагогического консилиума для
организации психолого- педагогического сопровождения ребенка с ограниченными
возможностями здоровья.
7. В качестве критериев организации инклюзивного образования следует рассматривать:
особые образовательные потребности ребенка, обусловленные выраженностью
первичного дефекта, уровнем развития, индивидуальными интеллектуальными и
эмоционально- личностными особенностями, препятствующие получению образования
без создания специальных условий; готовность социальной среды (условия семейного
воспитания, возможность оказания соответствующей поддержки со стороны родителей
(законных представителей) инклюзируемого ребенка, педагогических работников,
родителей (законных представителей) и обучающихся, не имеющих нарушений в
развитии; соответствие образовательной среды общеобразовательного учреждения
потребностям инклюзированного ребенка : создание необходимых условий для получения
без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями
здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней
коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее
подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в
максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и
определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц.
7.1.Прием детей с ограниченными возможностями в ОУ или перевод на обучение по
адаптированной программе осуществляется на основании письменного заявления
родителей и (или) иных законных представителей, заключения психолого-медикопедагогической комиссии (далее – ЦПМПК) с рекомендованной программой обучения.
7.2.Специфика образовательной деятельности по обучению детей с ОВЗ, а также вид
реализуемых образовательных программ общеобразовательным учреждением
определяется самостоятельно в соответствии с рекомендациями ПМПК. При реализации
общеобразовательных программ используются различные образовательные технологии, в
том числе электронное обучение.
7.3.Решение о создании в ОУ классов инклюзивного образования или отдельных классов
для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее- СКК) принимается ОУ при
наличии в ОУ специальных условий для получения образования обучающимся с ОВЗ с
учетом сложности структуры нарушения и образовательных потребностей каждого
ребенка и согласовывается с учредителем.
7.4. СКК дифференцируются в зависимости от вида нарушения и имеют следующую
наполняемость: для детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы (с ранним
детским аутизмом) – не более 6 человек; для детей с задержкой психического развития, в
том числе в СКК – не более 12 человек; для детей с легкими нарушениями интеллекта – не
более 12 человек; для детей с умеренными нарушениями интеллекта – не более 10
человек.
7.5. СКК для детей с задержкой психического развития открываются преимущественно на
уровне начального образования в начале первого или второго года обучения и
функционируют до завершения основного общего образования. В некоторых случаях
указанные классы могут открываться на уровне основного общего образования, но не
позднее 5-6 классов.
7.6. При положительной динамике развития и успешном усвоении учебной программы
учащиеся классов для детей с ОВЗ, преодолевшие отставание в развитии и овладевшие
необходимыми навыками учебной деятельности, на любом этапе обучения, по решению
ПМПК, могут быть переведены в обычные классы с согласия или по инициативе самих
учащихся и их родителей (иных законных представителей).
7.7. Реализация адаптированных основных образовательных программ в части трудового
обучения осуществляется исходя из условий, ориентированных на потребность в рабочих
кадрах, и с учетом индивидуальных особенностей психофизического развития, здоровья,
возможностей, а также интересов обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья и их родителей (законных представителей) на основе выбора профиля труда,
включающего в себя подготовку обучающегося для индивидуальной трудовой
деятельности.
7.8. Обучение детей с ОВЗ по основным образовательным программам должно учитывать
программу коррекционной работы, являющейся разделом основной образовательной
программы общего образования общеобразовательного учреждения. Программа
коррекционной работы направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом и
(или) психическом развитии детей с ОВЗ и оказание помощи детям этой категории в
освоении основной образовательной программы общего образования. Программа
коррекционной работы содержит:
7.9. Перечень, содержание и план реализации индивидуально ориентированных
коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных
потребностей детей с ОВЗ, их интеграцию в ОУ и освоение ими основной
образовательной программы общего образования с учетом особенностей
психофизического развития и возможностей; систему комплексного психолого-медикопедагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях реализации образовательных
программ; описание специальных условий обучения и воспитания детей с ОВЗ, в том
числе безбарьерной среды их жизнедеятельности; механизм взаимодействия в
разработке и реализации коррекционных мероприятий учителей, специалистов в области
коррекционной педагогики; планируемые результаты коррекционной работы
(промежуточные и итоговые).
8. Для детей с ОВЗ оформляется отдельный классный журнал, где фиксируют
прохождение программного материала.
9. Организация аттестации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Освоение образовательной программы, в том числе отдельной части или всего объема
учебного предмета, курса, дисциплины образовательной программы, сопровождается
текущим контролем успеваемости и промежуточной аттестацией обучающихся. Формы,
периодичность и порядок проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной
аттестации обучающихся определяются ОУ самостоятельно.
10. Освоение обучающимися основных образовательных программ основного общего и
среднего общего образования завершается государственной итоговой аттестацией,
которая является обязательной (в форме государственного выпускного экзамена - ГВЭ) и
осуществляется в порядке, которые устанавливаются федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной
политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
11. Дети с ОВЗ, получившие образование в форме инклюзивного образования и успешно
прошедшие государственную итоговую аттестацию, получают аттестат об уровне
образования установленного образца.
12. Лица с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной
отсталости), обучавшиеся по адаптированным основным общеобразовательным
программам сдают экзамен по трудовому обучению и получают свидетельство об
обучении по образцу и в порядке, которые устанавливаются федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной
политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
III. Организация сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья
1.Диагностико-коррекционное и психолого-медико-педагогическое сопровождение
обучающихся с ОВЗ в ОУ осуществляется специалистами психолого-педагогическим
консилиумом.
2.Специалисты ПМП(к): проводят предварительную работу с обучающимися,
родителями (законными представителями), педагогическими работниками ОУ,
направленную на подготовку к организации инклюзивного образования в учреждении;
разрабатывают совместно с педагогами индивидуальные образовательные маршруты;
отслеживают эффективность обучения детей с ОВЗ по программе, рекомендованной
ЦПМПК; организуют систематическое сопровождение образовательного процесса в
условиях инклюзии; осуществляют анализ выполненных рекомендаций всеми
участниками процесса инклюзии;
3.Результаты адаптации, продвижения в развитии и личностном росте обучающихся,
формирования навыков образовательной деятельности, освоение образовательных
программ, показатели функционального состояния их здоровья фиксируются в
документации ПМП(к). Документация должна содержать: социально -психолого педагогический паспорт каждого учащегося с ОВЗ, в котором необходимо иметь
заключение ПМПК с указанием социальных и образовательных потребностей;
заключения медицинского обследования; индивидуальные образовательные программы;
коррекционно- развивающие программы; социально- психолого- педагогические карты
для записи данных мониторинга каждым специалистом (социальным педагогом,
психологом, дефектологом ); журнал учета детей с ограниченными возможностями
здоровья, обучающихся в общеобразовательной школе; расписание коррекционных
занятий, заверенное директором, журнал учета посещаемости коррекционных занятий
детей с ограниченными возможностями в развитии;
4.Комплексное сопровождение детей с ОВЗ в условиях ОУ осуществляют педагогпсихолог, социальный педагог, дефектологом.
5. В случае отсутствия специалистов сопровождения, невозможности введения в штатное
расписание ОУ ставок специалистов квалифицированная психолого-педагогическая
коррекционная поддержка может оказываться на основе договора с ЦПМСС.
6. Для своевременного выявления трудностей в обучении и оказания коррекционнопедагогической поддержки учащимся с ограниченными возможностями, а также
информирования учащихся и родителей о достигнутом уровне усвоения знаний ведется
психолого-педагогический мониторинг. Психолого-педагогический мониторинг проводят:
учитель класса инклюзивного обучения, учитель класса для детей с ОВЗ, учителяпредметники, педагог- психолог, социальный педагог.
7. Учителям начальных классов и учителям- предметникам, работающим в классах, где
обучаются дети с ОВЗ, необходимо адаптировать образовательные учебные программы
под образовательные потребности учащегося в каждом случае индивидуально.
8. В соответствии с индивидуальной образовательной и коррекционно-развивающей
программой для учащихся с ограниченными возможностями здоровья организуются
индивидуальные и групповые коррекционные занятия, которые включаются в расписание
и проводятся специалистами, входящими в штат. Количество часов, отводимых для
проведения индивидуальных и групповых коррекционных занятий определяется
коррекционным разделом учебного плана организации специального (коррекционного)
образования, соответствующей типу нарушения у ребенка с ограниченными
возможностями здоровья.
9. Вся внеклассная и внеурочная деятельность учащихся с ограниченными возможностями
здоровья осуществляется совместно с учащимися обычных классов.
IV. Кадровое обеспечение инклюзивного образования
1.В целях обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья в
полном объеме образовательных программ, а также коррекции недостатков их развития
учащимся оказывается логопедическая помощь и психологическая поддержка.
Медицинское обеспечение осуществляется медицинским работником.
2. Классный руководитель обеспечивает учащимся с ОВЗ специальную поддержку в
следующих направлениях: помощь учащимся в организации работы в рамках учебного
процесса; формирование и развитие детского коллектива (формирование положительного
отношения); сотрудничество с родителями.
3. Педагогические работники ОУ должны знать основы коррекционной педагогики и
специальной психологии, иметь четкое представление об особенностях психофизического
развития детей с ограниченными возможностями здоровья, владеть методиками и
технологиями организации образовательного и реабилитационного процесса для детей.
4. Педагогические работник обязаны учитывать особенности психофизического развития
обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые
для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья,
взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями.
5. При определении штатного расписания, размеров материального стимулирования
педагогов, работающих с детьми с ОВЗ, директор ОУ руководствуется нормативом,
установленным для обучения детей данной категории, в соответствии с методика расчета
фонда оплаты труда работников учреждений системы образования Ростовской области
области