Положение об организации инклюзивного образования

I. Общие положения
1.1. Положение об организации инклюзивного образования детей с ограниченными
возможности здоровья (далее – дети с ОВЗ) в МБОУ Киевская СОШ разработано на
основании:
- Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации»;
- Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях. "Санитарно-эпидемиологические правила и
нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10", утв. постановлением Главного государственного
санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189, с изменениями,
внесенными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 29 июня 2011 г. N 85;
- Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования ( утв. Приказом Министерства
образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1015).
2. Настоящее Положение определяет порядок организации обучения и воспитания в
совместной образовательной среде в общеобразовательном учреждении детей с
ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ и детей не имеющих таких
ограничений.
Инклюзия признаѐтся как закономерные этапы развития образования детей с
ограниченными возможностями здоровья.
2.1 Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо,
имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные
психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования
без создания специальных условий (п. 16 ст. 2 Федерального закона от 29 декабря2012 г.
N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации")
2.2 Инклюзивное образование — обеспечение равного доступа к образованию для всех
обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и
индивидуальных возможностей (п. 27 ст. 2 Федерального закона от 29 декабря2012 г. N
273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации")
2.3 Адаптированная образовательная программа- образовательная программа,
адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом
особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при

необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную
адаптацию указанных лиц (п. 28 ст. 2 Федерального закона от 29 декабря2012 г. N 273-ФЗ
"Об образовании в Российской Федерации")
3. Основной целью инклюзивного образования является реализация права детей с ОВЗ на
получение образования по месту жительства в соответствии с их познавательными
возможностями и способностями, их социальная адаптация и интеграция в общество,
повышение роли семьи в воспитании и развитии своего ребенка.
II. Организация инклюзивного образования
1.Образование обучающихся с ОВЗ может быть организовано следующим образом: 
полная инклюзия совместное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья и
детей, не имеющих таких ограничений, в одном классе (класс инклюзивного образования)
общеобразовательного учреждения, реализующего основные образовательные
программы, если это не препятствует успешному освоению образовательных программ
всеми обучающимися. Численность обучающихся с ОВЗ в таком классе не может
превышать 4 человека. Дети-инвалиды посещают ОУ наряду со здоровыми сверстниками
и обучаются в обычных классах по индивидуальным учебным планам, которые могут
совпадать с учебным планом соответствующего класса, а также могут посещать кружки,
клубы, внеклассные общешкольные мероприятия и др.;  частичная инклюзия - дети с
ОВЗ и дети-инвалиды совмещают индивидуальное обучение на дому с посещением
общеобразовательного учреждения и обучаются по индивидуальным учебным планам,
количество часов и предметы которых определяет образовательное учреждение в
соответствии с установленным нормативом, используя инклюзивное и (или)
дистанционное образование по согласованию с родителями (законными
представителями). Также дети с ОВЗ и дети-инвалиды могут посещать кружки, клубы,
внеклассные общешкольные мероприятия и др., если это не противопоказано по
состоянию их здоровья;  внеурочная инклюзия – создание для детей с ОВЗ отдельных
классов в образовательных учреждениях или обучение детей-инвалидов только на дому.
Дети посещают кружки, клубы, внеклассные общешкольные мероприятия и др. в МБОУ
Киевской СОШ , если это не противопоказано по состоянию их здоровья и по
согласованию с родителями (законными представителями).
2.Выбор образовательной программы обучения ребенка с ограниченными возможностями
здоровья зависит от степени выраженности недостатков физического и (или)
психического развития, сложности структуры нарушения, образовательных потребностей,
уровня готовности ребенка к включению в среду нормально развивающихся сверстников
и определяется психолого- медико-педагогической комиссией.
3.В ОУ инклюзивное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом
уровня развития ребенка может быть организовано:  по образовательным программам
начального общего, основного общего (для детей- инвалидов, не имеющих недостатков
психического развития).  по адаптированным образовательным программам в
соответствии с рекомендациями психолого - медико-педагогической комиссии;  по
индивидуальной образовательной программе;
4.Образовательная деятельность по образовательным программам, в том числе
адаптированным основным образовательным программам, организуется в соответствии с

режимом работы ОУ и расписанием учебных занятий, которое определяется ОУ
самостоятельно. Содержание общего образования и условия организации обучения детей инвалидов определяются в соответствии с индивидуальной программой реабилитации
инвалида.
5. Форма получения общего образования по конкретной образовательной программе
определяется родителями (законными представителями) несовершеннолетнего
обучающегося. При выборе родителями (законными представителями)
несовершеннолетнего обучающегося формы получения общего образования и формы
обучения учитывается мнение ребенка.
6. Необходимыми условиями организации инклюзивного образования в ОУ являются: 
создание адаптивной среды (инфраструктура, нормативно-правовые, материальные,
информационные, психолого- педагогические ресурсы);  повышение квалификации
педагогических работников;  создание психолого- педагогического консилиума для
организации психолого- педагогического сопровождения ребенка с ограниченными
возможностями здоровья.
7. В качестве критериев организации инклюзивного образования следует рассматривать: 
особые образовательные потребности ребенка, обусловленные выраженностью
первичного дефекта, уровнем развития, индивидуальными интеллектуальными и
эмоционально- личностными особенностями, препятствующие получению образования
без создания специальных условий;  готовность социальной среды (условия семейного
воспитания, возможность оказания соответствующей поддержки со стороны родителей
(законных представителей) инклюзируемого ребенка, педагогических работников,
родителей (законных представителей) и обучающихся, не имеющих нарушений в
развитии;  соответствие образовательной среды общеобразовательного учреждения
потребностям инклюзированного ребенка : создание необходимых условий для получения
без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями
здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней
коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее
подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в
максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и
определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц.
7.1.Прием детей с ограниченными возможностями в ОУ или перевод на обучение по
адаптированной программе осуществляется на основании письменного заявления
родителей и (или) иных законных представителей, заключения психолого-медикопедагогической комиссии (далее – ЦПМПК) с рекомендованной программой обучения.
7.2.Специфика образовательной деятельности по обучению детей с ОВЗ, а также вид
реализуемых образовательных программ общеобразовательным учреждением
определяется самостоятельно в соответствии с рекомендациями ПМПК. При реализации
общеобразовательных программ используются различные образовательные технологии, в
том числе электронное обучение.
7.3.Решение о создании в ОУ классов инклюзивного образования или отдельных классов
для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее- СКК) принимается ОУ при
наличии в ОУ специальных условий для получения образования обучающимся с ОВЗ с
учетом сложности структуры нарушения и образовательных потребностей каждого
ребенка и согласовывается с учредителем.

7.4. СКК дифференцируются в зависимости от вида нарушения и имеют следующую
наполняемость: для детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы (с ранним
детским аутизмом) – не более 6 человек; для детей с задержкой психического развития, в
том числе в СКК – не более 12 человек; для детей с легкими нарушениями интеллекта – не
более 12 человек; для детей с умеренными нарушениями интеллекта – не более 10
человек.
7.5. СКК для детей с задержкой психического развития открываются преимущественно на
уровне начального образования в начале первого или второго года обучения и
функционируют до завершения основного общего образования. В некоторых случаях
указанные классы могут открываться на уровне основного общего образования, но не
позднее 5-6 классов.
7.6. При положительной динамике развития и успешном усвоении учебной программы
учащиеся классов для детей с ОВЗ, преодолевшие отставание в развитии и овладевшие
необходимыми навыками учебной деятельности, на любом этапе обучения, по решению
ПМПК, могут быть переведены в обычные классы с согласия или по инициативе самих
учащихся и их родителей (иных законных представителей).
7.7. Реализация адаптированных основных образовательных программ в части трудового
обучения осуществляется исходя из условий, ориентированных на потребность в рабочих
кадрах, и с учетом индивидуальных особенностей психофизического развития, здоровья,
возможностей, а также интересов обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья и их родителей (законных представителей) на основе выбора профиля труда,
включающего в себя подготовку обучающегося для индивидуальной трудовой
деятельности.
7.8. Обучение детей с ОВЗ по основным образовательным программам должно учитывать
программу коррекционной работы, являющейся разделом основной образовательной
программы общего образования общеобразовательного учреждения. Программа
коррекционной работы направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом и
(или) психическом развитии детей с ОВЗ и оказание помощи детям этой категории в
освоении основной образовательной программы общего образования. Программа
коррекционной работы содержит:
7.9. Перечень, содержание и план реализации индивидуально ориентированных
коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных
потребностей детей с ОВЗ, их интеграцию в ОУ и освоение ими основной
образовательной программы общего образования с учетом особенностей
психофизического развития и возможностей;  систему комплексного психолого-медикопедагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях реализации образовательных
программ;  описание специальных условий обучения и воспитания детей с ОВЗ, в том
числе безбарьерной среды их жизнедеятельности;  механизм взаимодействия в
разработке и реализации коррекционных мероприятий учителей, специалистов в области
коррекционной педагогики;  планируемые результаты коррекционной работы
(промежуточные и итоговые).
8. Для детей с ОВЗ оформляется отдельный классный журнал, где фиксируют
прохождение программного материала.
9. Организация аттестации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Освоение образовательной программы, в том числе отдельной части или всего объема

учебного предмета, курса, дисциплины образовательной программы, сопровождается
текущим контролем успеваемости и промежуточной аттестацией обучающихся. Формы,
периодичность и порядок проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной
аттестации обучающихся определяются ОУ самостоятельно.
10. Освоение обучающимися основных образовательных программ основного общего и
среднего общего образования завершается государственной итоговой аттестацией,
которая является обязательной (в форме государственного выпускного экзамена - ГВЭ) и
осуществляется в порядке, которые устанавливаются федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной
политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
11. Дети с ОВЗ, получившие образование в форме инклюзивного образования и успешно
прошедшие государственную итоговую аттестацию, получают аттестат об уровне
образования установленного образца.
12. Лица с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной
отсталости), обучавшиеся по адаптированным основным общеобразовательным
программам сдают экзамен по трудовому обучению и получают свидетельство об
обучении по образцу и в порядке, которые устанавливаются федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной
политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
III. Организация сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья
1.Диагностико-коррекционное и психолого-медико-педагогическое сопровождение
обучающихся с ОВЗ в ОУ осуществляется специалистами психолого-педагогическим
консилиумом.
2.Специалисты ПМП(к):  проводят предварительную работу с обучающимися,
родителями (законными представителями), педагогическими работниками ОУ,
направленную на подготовку к организации инклюзивного образования в учреждении; 
разрабатывают совместно с педагогами индивидуальные образовательные маршруты; 
отслеживают эффективность обучения детей с ОВЗ по программе, рекомендованной
ЦПМПК;  организуют систематическое сопровождение образовательного процесса в
условиях инклюзии;  осуществляют анализ выполненных рекомендаций всеми
участниками процесса инклюзии;
3.Результаты адаптации, продвижения в развитии и личностном росте обучающихся,
формирования навыков образовательной деятельности, освоение образовательных
программ, показатели функционального состояния их здоровья фиксируются в
документации ПМП(к). Документация должна содержать:  социально -психолого педагогический паспорт каждого учащегося с ОВЗ, в котором необходимо иметь
заключение ПМПК с указанием социальных и образовательных потребностей;
заключения медицинского обследования; индивидуальные образовательные программы;
коррекционно- развивающие программы; социально- психолого- педагогические карты
для записи данных мониторинга каждым специалистом (социальным педагогом,
психологом, дефектологом );  журнал учета детей с ограниченными возможностями
здоровья, обучающихся в общеобразовательной школе;  расписание коррекционных
занятий, заверенное директором, журнал учета посещаемости коррекционных занятий
детей с ограниченными возможностями в развитии;

4.Комплексное сопровождение детей с ОВЗ в условиях ОУ осуществляют педагогпсихолог, социальный педагог, дефектологом.
5. В случае отсутствия специалистов сопровождения, невозможности введения в штатное
расписание ОУ ставок специалистов квалифицированная психолого-педагогическая
коррекционная поддержка может оказываться на основе договора с ЦПМСС.
6. Для своевременного выявления трудностей в обучении и оказания коррекционнопедагогической поддержки учащимся с ограниченными возможностями, а также
информирования учащихся и родителей о достигнутом уровне усвоения знаний ведется
психолого-педагогический мониторинг. Психолого-педагогический мониторинг проводят:
учитель класса инклюзивного обучения, учитель класса для детей с ОВЗ, учителяпредметники, педагог- психолог, социальный педагог.
7. Учителям начальных классов и учителям- предметникам, работающим в классах, где
обучаются дети с ОВЗ, необходимо адаптировать образовательные учебные программы
под образовательные потребности учащегося в каждом случае индивидуально.
8. В соответствии с индивидуальной образовательной и коррекционно-развивающей
программой для учащихся с ограниченными возможностями здоровья организуются
индивидуальные и групповые коррекционные занятия, которые включаются в расписание
и проводятся специалистами, входящими в штат. Количество часов, отводимых для
проведения индивидуальных и групповых коррекционных занятий определяется
коррекционным разделом учебного плана организации специального (коррекционного)
образования, соответствующей типу нарушения у ребенка с ограниченными
возможностями здоровья.
9. Вся внеклассная и внеурочная деятельность учащихся с ограниченными возможностями
здоровья осуществляется совместно с учащимися обычных классов.
IV. Кадровое обеспечение инклюзивного образования
1.В целях обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья в
полном объеме образовательных программ, а также коррекции недостатков их развития
учащимся оказывается логопедическая помощь и психологическая поддержка.
Медицинское обеспечение осуществляется медицинским работником.
2. Классный руководитель обеспечивает учащимся с ОВЗ специальную поддержку в
следующих направлениях: помощь учащимся в организации работы в рамках учебного
процесса; формирование и развитие детского коллектива (формирование положительного
отношения); сотрудничество с родителями.
3. Педагогические работники ОУ должны знать основы коррекционной педагогики и
специальной психологии, иметь четкое представление об особенностях психофизического
развития детей с ограниченными возможностями здоровья, владеть методиками и
технологиями организации образовательного и реабилитационного процесса для детей.
4. Педагогические работник обязаны учитывать особенности психофизического развития
обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые
для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья,
взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями.
5. При определении штатного расписания, размеров материального стимулирования
педагогов, работающих с детьми с ОВЗ, директор ОУ руководствуется нормативом,
установленным для обучения детей данной категории, в соответствии с методика расчета
фонда оплаты труда работников учреждений системы образования Ростовской области
области


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».